Найти тему
ЧУ ДО "Глобус"

Рисование для детей: интервью с педагогом детской арт-студии

В ЧУ ДО "Глобус" давно существует арт студия для малышей под названием "Капелька". Здесь наши педагоги учат детей рисованию, развивают творческий потенциал детей с самого раннего возраста. Мы пообщались с одним из педагогов студии, которая совсем недавно  сама стала мамой, и уже вернулась к своим любимым ученикам.
В ЧУ ДО "Глобус" давно существует арт студия для малышей под названием "Капелька". Здесь наши педагоги учат детей рисованию, развивают творческий потенциал детей с самого раннего возраста. Мы пообщались с одним из педагогов студии, которая совсем недавно сама стала мамой, и уже вернулась к своим любимым ученикам.

Что такое рисование для ребенка? Это нарисовать зайчика или море? А может это одобрение в лице родителей: "Какой красивый зайчик!" Или размытые кляксы на бумаге? И вовсе не кляксы! Возможно это радость или музыка такая, нарисованная... Прежде всего, это выражение самого себя! Свободное, нешаблонное, искреннее самовыражение! Об этом мы поговорили с педагогом детской арт-студии в ЧУ ДО "Глобус", Ириной Вахрушевой.

Ирина, расскажите пожалуйста, как связана ваша деятельность с рисованием и детьми?

В основном я занимаюсь педагогической деятельностью, обучаю малышей рисованию, но также рисую сама, делаю детские иллюстрации. Раньше работала в иконописной мастерской, мы писали иконы. Сейчас работаю, в основном, с дошкольниками и со школьниками начальных классов.

-2

Изобразительное искусство имеет ключевое значение в развитии ребенка, так написано на сайте Глобуса))). Зрение, мелкая моторика, сенсорное восприятие ребёнка прогрессируют благодаря рисованию. А что дают детям именно ваши занятия рисованием?

Мне кажется, что это, прежде всего, психологическая разгрузка для детей. Я говорю именно о рисовании красками. Потому что дома чаще всего не каждый родитель выдержит этого потока творчества. Всё пачкается, нужно убирать за собой, отмывать, много суеты. А на занятии, когда дети начинают рисовать красками - это фейерверк. На первом занятии они с восторгом спрашивают: "Что же там получилось... в банке? - даже не на листочке, а в банке, - вода какого цвета?" Так мы обычно знакомимся с материалами и друг с другом, на дальнейших занятиях уже появляется желание нарисовать что-то конкретное. Мы балуемся, пробуем, творим. Дети свободны в студии, у нас можно выходить за границы листа, не страшно запачкаться, нет ограничений. Даже границы мы прорисовываем красками, я редко использую карандаш, дабы не заключать творческий поток в некие рамки. У ребенка может возникнуть страх, если он выходит за прорисованные карандашом границы. страх, что всё испорчено. Красками мы все исправляем, и мои ребята уже не боятся погрешностей.

С какого возраста целесообразно приводить ребенка на рисование?

Примерно с 3,5-4-х лет можно приводить, но не с целью сделать из ребенка гениального художника. Просто познакомиться с техниками рисования, получить общее развитие. В этот момент очень важна оценка родителей, которая не должна быть оценкой как таковой. Главное в этом возрасте поддержать ребенка, вовлечь. Не ждите кошечек и собачек как вы их представляете на детских рисунках. Тут важно действие, сам процесс рисования и не важно, что там получится. Когда мы рисуем с малышами, мы не рисуем что-то конкретное, синий фон, например. Мы рисуем, как падают снежинки, холодные капельки воды. Все делаем через ассоциации, и всегда это некая история, которая имеет развитие. Учимся ориентироваться на листе: слева, справа, снизу, сверху, ближе, дальше. Этот процесс знакомства длится примерно до 6-7 лет.

Можно ли такое знакомство организовать в домашних условиях?

Конечно возможно. Очень важно создать соответствующую среду. Нужно, чтобы был свой уголок, где ребенок сможет творить без ограничений и страхов испачкаться или испортить мебель. Многое зависит от ребенка, так как есть дети, которым нравится именно в группе заниматься чем-то. Они смотрят на других ребят, видят пример, обсуждают, общаются. Есть и обратные примеры конечно же.

Дайте пожалуйста несколько рекомендаций родителям, которые хотят рисовать дома со своими детьми.

Можно начинать с одежды, определить специальную свободную одежду, которую не жалко будет испортить. Можно подготовить специальное место, об этом уже я сказала. Также рекомендую придумать разные способы рисования, чтобы увлечь ребенка. Например, один день вы рисуете на полу, а другой - на стене. Очень важно родителю не преследовать своих целей нарисовать что-то красивое. Можно отбить все желание у ребенка, ведь у него может не получиться, как у вас. Ваш рисунок всегда будет красивее для ребенка. Родителям советую, рисовать что-то абстрактное, либо быть наблюдателем в этом процессе. А если сами прониклись этим видом деятельности, то лучше рисовать отдельно от ребенка.

-3

Как проходят ваши уроки?

Сначала мы рисуем линейно, в графике прорабатываем тему урока, к примеру, того же зайца. Смотрим из каких частей он состоит, соотносим их с геометрическими формами. На больших форматах карандашом работаем редко, чаще красками. Потом можем какие-то формы сделать из пластилина или теста. Дальше воплощаем зайца в среде уже на бумаге.

Пабло Пикассо сказал: “Каждый ребёнок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.” И тут встает педагогическая задача, привить любовь к рисованию, увлечь ребёнка… Есть ли у вас свои авторские методы для решения подобных задач?

Главное в нашем деле, наверное, не мыслить шаблонами. Например, вы рисуете цветочек, от него стебелёк, и вот именно такой он... зеленый. А у ребенка может быть красный стебель, и это здорово, это и есть выражение себя. Около 6-ти лет может быть кризис, когда ребенок видит что-то и не может нарисовать в точности так же. Здесь может помочь техника кляксографии. Можно рассказать ребенку о знаменитых художниках-абстракционистах. Ведь абстракции могут много чего выразить: счастье, страх, музыку. У нас, например, есть такое упражнение: нарисовать линию добрую, злую, кусачую. И дети рисуют плавные, или наоборот резкие линии. Это очень здорово!

Мы благодарим Ирину за беседу и приглашаем всех желающих на занятия в арт-студию ЧУ ДО "Глобус". И пусть творческий процесс никогда не останавливается в вашей жизни!

(с) Зотова Е.В.