Найти тему
История: факты и мифы

Приспособление Педерсена (Часть 2)

Оглавление

Современный взгляд

Таким образом в Первую мировую войну появляется первый вариант решения проблемы вооружения пехотинца индивидуальным стрелковым оружием, адекватным как на ближних, так и на дальних дистанциях боя — комбайном. И здесь хотелось бы поговорить об этом типе оружия более подробно. На сегодняшний день наблюдается болтовый ренессанс в снайперском вооружении. И в связи с этим им (снайперам) имеет смысл обратить своё внимание на предложение мистера П. На время выдвижения на позицию и возвращения с неё, комбайн на платформе снайперской винтовки может оказаться очень полезным — в качестве оружия самообороны. Фантастика?!

В то же время в современных реалиях ратовать за принятие на вооружение пехотинца приспособления Педерсена в первоначальном виде было бы, как минимум, странно, ведь за целый век много водицы утекло. И с современных позиций вот как видится реализация идеи двух патронного оружия с учётом современных возможностей. Прежде всего, комбайн может быть двух типов.

Отечественная снайперская винтовка с болтовым затвором СВ-98. Для такого оружие использование приспособления Педерсена оправдано и сегодня
Отечественная снайперская винтовка с болтовым затвором СВ-98. Для такого оружие использование приспособления Педерсена оправдано и сегодня

Одноствольный (К1). Это когда и дальнобойный боеприпас, и боеприпас ближнего действия имеют один и тот же калибр и выстреливаются через один и тот же ствол. Само же оружие имеет две приёмные горловины, к которым присоединяются магазины, снаряжённые соответствующими патронами. То есть, к комбайну, полностью готовому к бою, присоединены два снаряжённых магазина. Автоматика оружия обеспечивает возможность ведения стрельбы обоими типами боеприпасов. Сама же автоматика спроектирована таким образом, что одни и те же детали обеспечивают оба вида стрельбы с минимальными перенастройками. Стрельба боеприпасами ближнего боя только в автоматическом режиме. Стрельба винтовочными патронами в самозарядном либо в полусамозарядном режимах - это не столь важно. Переход с одного на другой вид огня посредством простого переключателя.

Схема комбайна первого типа: 
1 — ствол; 2 — ствольная коробка; 3 — затвор;
4 — возвратная пружина; 5 — приклад;
6 — рукоятка управления; 7 — магазин винтовочных патронов;
8 — магазин патронов ВОС
Схема комбайна первого типа: 1 — ствол; 2 — ствольная коробка; 3 — затвор; 4 — возвратная пружина; 5 — приклад; 6 — рукоятка управления; 7 — магазин винтовочных патронов; 8 — магазин патронов ВОС

Двухствольный (К2). Представляет собой винтовку, к которой присоединён ПП подобно тому, как к современному автомату крепится подствольный гранатомёт. Такая схема имеет ряд неоспоримых достоинств. Прежде всего, это повышенная боеготовность всего комплекса, право же трудно представить, что одновременно откажут обе составляющих. Кроме того, в К2 возможно применение патронов разных калибров, что позволяет подобрать наиболее оптимальные боеприпасы для боя на соответствующих дистанциях. Ну и в качестве бонуса в этом комбайне имеет смысл использовать наствольный гранатомёт на винтовочном стволе. Такое устройство известно уже давно. Но дело в том, что попытка его применения в винтовке (пусть даже штурмовой) переводит бойца, осуществляющего эту попытку, из категории «пехотинец» (универсальный солдат) в категории либо «стрелок», либо «гранатомётчик». И переход из одной категории в другую требует сложных манипуляций и времени. А это совсем не годится в современных условиях. Это потребовало разработки подствольного гранатомёта для штурмовой винтовки, изначально оснащённой наствольным гранатомётом. В то же время имеет смысл применения наствольного гранатомёта в К2 на дальнобойном (винтовочном) стволе. Конечно, граната, подготовленная к пуску, не позволит вести огонь винтовочными патронами, но у бойца остаётся возможность мгновенно отразить внезапную угрозу посредствам ПП, то есть, пехотинец остаётся универсальным солдатом.

Схема комбайнов второго типа: 
I — НАТОвский; II — отечественный;
1 — бельгийская самозарядная винтовка пехотинца; 2 — ПП;
3 — АК; 4 — винтовочный ствол с болтовым затвором
Схема комбайнов второго типа: I — НАТОвский; II — отечественный; 1 — бельгийская самозарядная винтовка пехотинца; 2 — ПП; 3 — АК; 4 — винтовочный ствол с болтовым затвором

Опыт Второй мировой

Безусловно, в период между мировыми войнами ни теоретики, ни конструкторы не сидели, сложа руки. Прорабатывались новые теории, конструировались новые образцы стрелкового оружия. Велись жаркие споры о том, чем следует вооружить пехотинца для победы в грядущей войне. И война не заставила себя долго ждать. Началась Вторая мировая.

И опять боевые действия начали развиваться не так, как планировали в предвоенных штабах. И снова пехота оказалась вооружена винтовками, пусть кое-где и самозарядными. И опять кровавые реалии боевых действий ткнули кабинетных теоретиков мордой в очевидный факт, что пехотинцу жизненно необходима возможность ведения эффективного огня и на ближних дистанциях.

В Красной армии эту задачу в авральном режиме решали путём формирования в пехотных частях подразделений автоматчиков, вооружённых ПП. Если к началу войны в структуре РККА автоматчики напрочь отсутствовали, то к её окончанию их процентное количество превысило 51% от общего числа военнослужащих. Очевидно, что этому, в первую очередь, способствовал наш пистолетный патрон 7,62x25 винтовочного калибра. Как показала практика, этот боеприпас обеспечил возможность разработать и массово выпускать индивидуальное автоматическое оружие пехотинца эффективное как на ближних, так и на средних дистанциях.

А вот наш оппонент был лишён возможности обзавестись армейским ПП. В этом «заслуга» патрона 9X19 Парабеллум, который, будучи пригодным для армейского пистолета, совершенно не подходил для пехотного ПП. Те же образцы ПП, которые использовал Вермахт, оказались востребованными лишь для решения крайне ограниченного круга задач. В этих условиях сумрачный немецкий гений кинулся хвататься за соломинку чудо-оружия. В лавине проектов, над которыми работал ВПК агонизирующего Рейха, безусловно, были и вполне здравые идеи, но была и откровенная лабуда.

В результате на свет, как из рога изобилия, стали появляться то «мышеобразные» танки, то промежуточный патрон, то... да много чего ещё в этом роде.

Что касается промежуточного патрона, то предполагалось, что он способен исправить противоречия винтовочного патрона. Рачительный бюргер рассудил, коль скоро глаз пехотинца (с помощью открытого прицела) не может реализовать потенциал винтовочного патрона, то нужен патрон, предельная дальность эффективного огня коего соответствовала бы возможностям человеческого зрения. А для этого нужно всего-то уменьшить мощность винтовочного патрона.

Вторым радужным ожиданием, которым «козыряла» идея промежуточного патрона была возможность производства индивидуального оружия пехотинца, способного вести столь же эффективный автоматический огонь на средние и ближние дистанции как и ПП. Предполагалось, что этот чудо-патрон, в одиночку, одинаково хорошо сможет решать задачи, которые до него решали винтовочный и пистолетный патроны, по отдельности. Под чудо-патрон было создано и «чудо-ружье» - StG 44. У нас такие образцы оружия стали величать «автоматом» , хотя на родине его называют иначе — штурмовая винтовка.

Штурмовая винтовка StG 44
Штурмовая винтовка StG 44

Как известно, дурной пример заразителен. Вот и мы в срочном порядке разработали теорию стрелкового оружия под промежуточный патрон. Она предусматривала принятие на вооружение пехоты карабина как в самозарядной, так и в магазинной версиях, автомата и ручного пулемёта, использующих промежуточный патрон. Кроме того, эти образцы стрелкового оружия предназначались и для поголовного вооружения всех «нижних чинов» остальных родов войск.

Невзирая на гипотетические преимущества, промежуточный патрон не смог обеспечить перелом в боевых действиях и принести победу Германии... Ну и слава Богу. Наш же промежуточный патрон не успел поучаствовать в боевых действиях. И оценить реальный боевой потенциал комплекса оружие/промежуточный патрон не было возможности. Таким образом, во Вторую мировую войну появилась концепция универсального (промежуточного) патрона, которая была призвана решить проблему вооружения пехотинца индивидуальным стрелковым оружием, адекватным как на ближних, так и на дальних дистанциях боя.

Эра АК

Как известно, после окончания войны, война не закончилась. Она приняла специфические формы и стала называться «холодной» войной. Это когда два ядерных супербугая хвастались помахивая, через плетень, своими достоинствами. И пускай не изначально, но в процессе уж точно, участники действа осознали, что эти самые «достоинства» никогда не будут пущены в дело. Но, тем не менее, действо продолжало развиваться. И естественно в этом процессе появились свои неписанные правила.

В результате на свет стали появляться образцы вооружений, заточенные под требования «холодной войны». С одной стороны, это вроде как бы и оружие, но с другой... В этом плане весьма характерны наши ББМ (боевые бронированные машины) типа БТР и БМП. Их любовно создавали для нужд Царицы полей - пехоты. Предполагалось, что эти изделия способны обеспечить максимум защиты для пехотинцев-десантников во время перемещения по полю боя от разнообразных угроз, прежде всего от оружия массового поражения (ОМП).

Но когда эти машины стали применять в условиях реального стрелкового боя (в многочисленных горячих точках), выяснилось, что для солдата порой находиться снаружи бронекорпуса безопасней, чем внутри, под его защитой. Комментарии излишни. Да и с вооружением пехоты дела обстояли аналогичным образом, пускай и выглядело это не столь выпукло. Потребовалась корректировка первоначальной концепции вооружения пехотных частей стрелковым оружием под промежуточный патрон.

Во-первых, пришлось выпустить всего несколько миллионов штук СКСов (самозарядных карабинов Симонова), чтобы осознать — винтовка под промежуточный патрон это не армейская винтовка. Не проявив себя как боевое оружие, он (карабин) вполне сгодился для охоты и прочих «пострелух».

Во-вторых, ручной пулемёт под промежуточный патрон на поверку оказался просто тяжёлым автоматом.

И наступила эра АК! Мы говорим автомат - подразумеваем Калашников, мы говорим Калашников - подразумеваем автомат. Каждый, кто знаком с историей принятия на вооружение автомата в нашей стране и при этом старается сохранить беспристрастный взгляд на проблему, согласится, что лучше АК автомата не могло быть. Это если рассматривать проблему автоматического оружия под промежуточный патрон в целом, с учётом всех реально существующих аспектов. Поэтому критические замечания в адрес АК относятся не столько к автомату, а прежде всего к промежуточному патрону.

Автомат Калашникова (АК)
Автомат Калашникова (АК)

Доктрина «холодной войны» подразумевала тотальный характер ведения боевых действий, в случае перехода событий в горячую форму. Требовалось иметь решительное военное превосходство над вероятным противником, по всем направлениям. Вот тут-то промежуточный патрон и сгодился, идеально вписавшись в реалии «холодной войны». Мощь пехотного сегмента сухопутных сил определяли, перемножая количество резервистов на техническую скорострельность автомата. Результаты получались потрясающими. Опять захватывало дух! Безусловно, АК широко использовался и в реальных боевых действиях. Заслужив в высшей степени положительную репутацию. Но эти высокие оценки относятся прежде всего к легендарной надёжности АК.

Если рассматривать наш автомат как механическое устройство, то он имеет безотказность, приближающуюся к ста процентам. В этом плане он на голову выше всех своих хвалёных забугорных оппонентов. Вторым козырем АК можно считать его доступность.

Советскому Союзу удалось настолько отладить технологию и раскрутить производство автоматов, что его себестоимость составила сущие копейки. В совокупности эти два достоинства позволили щедро подливать АК, в качестве «маслица», в костры национально-освободительных войн народов Азии, Африки и Латинской Америки. В плохо обученных мозолистых руках повстанцев автомат оказался неплохим оружием для ведения боевых действий в партизанском режиме.

Ну, а если кто-то и высказывал претензии к боевым качествам оружия, то ему популярно объясняли, что эти замечания проистекают в силу его же классовой отсталости и политического невежества. Ну, а если серьёзно, то альтернативу автомату никто не предлагал. Никто и никогда не попытался разработать комбайн, чтобы была возможность сравнить эти два типа стрелкового оружия в реальных боевых условиях.

© Игорь Захаров

<< Приспособлении Педерсена (Часть 1).
>> Приспособлении Педерсена (Часть 3).
Не забудьте поставить палец вверх!