Сегодня мы продолжим доказывать, что именно инженер является ответственным за все, что может случиться с сооружением, которое он строил. А природа лишь показывает несовершенство работы человека.
В этой части статьи наш автор, Петр Космиади, рассказывает про весьма показательный случай, который можно было бы считать комичным, если бы не его серьезные последствия.
В начале 2000-х годов в Южной Калифорнии были разрушены несколько домов в непосредственной близости от активного разлома. Геотехнический консультант обвинил домовладельцев в том, что авария последовала из-за чрезмерных поливов газонов (!).
Участок в 3300 акров в Южной Калифорнии, на котором произошла описанная авария, представляет собой холмистую местность с «зубчатыми» хребтами с крутыми склонами. С точки зрения геологии участок состоит из дислоцированных и раздробленных осадочных пород. Один из выявленных разломов свидетельствует о недавнем смещении. Два последних землетрясения имели магнитуду = 2,4 и 4,6. Второе из них произошло 3 сентября 2002 года. Из-за значительного смещения по разлому и наличия землетрясений в его зоне, геологи классифицировали его как «активный». Разлом был внесен штатом в Закон о зоне специальных исследований Алквиста-Приоло, гораздо раньше, чем были проведены первоначальные исследования по конкретным объектам.
В 1970-х годах в Южной Калифорнии произошло землетрясение магнитудой 6,4. При этом погибло 65 человек и был причинен ущерб на 500 000 000 $. В результате в штате был принят Закон о зоне специальных исследований Алквиста-Приоло. Его цель состояла в том, чтобы защитить общественность, требуя проведения подробных геологических исследований на участках в зоне активного разлома и запрещая здесь строительство домов, школ, больниц, офисных зданий и т.д. Акт требует отступать на 15 метров (м) в обе стороны от активного разлома или любого из его оперяющих разломов. Местные разломы картируются, карты публикуются штатом (Карты зон специальных исследований Алквиста-Приоло); эти карты периодически обновляются.
Первый проект закона включал положения о строгих руководящих принципах для проведения исследований в районах активных разломов и строгих руководящих принципах для оценки безопасности территории и объектов, размещенных на этой территории. Бизнес-сообщество сферы недвижимости возражало против этих строгих правил; некоторые геологи и инженеры возражали на том основании, что закон будет подвергать их судебным искам. В результате жесткие положения закона были устранены.
Как отмечают авторы доклада, консультант, нанятый первоначальным владельцем/ девелопером, определил активный разлом и четыре активных оперяющих разлома на участке, при этом дома были построены за пределами 30-метровой запретной зоны. Строительство сооружения еще до завершения работ было продано другому девелоперу, который нанял другого консультанта, который также идентифицировал активный разлом. Девелопер уволил этого консультанта и нанял инженера-геотехника, который пришел к выводу, что можно безопасно построить дополнительные дома; геологи возражали против строительства, но дополнительные дома все же были построены. В настоящее время эти дома испытывают существенные деформации. Этот девелопер продал не сданный объект третьему владельцу.
Домовладельцы были возмущены. Они обвинили городское правительство в том, что разрешение на продолжение строительства было выдано невзирая на геологические опасности. Они утверждали, что бывший помощник городского главы был нанят разработчиком после ухода из своей должности в городе, и утверждали, что такое действие является нарушением законов о лоббировании. Фактически, бывший сотрудник выступал в качестве представителя для девелопера. Кроме того, городской прокурор, который курировал процесс рассмотрения проекта, работал на девелопера в другой компании по недвижимости. Хотя городской прокурор сообщил своему руководству о своей связи с девелопером, городской глава постановил, что городской прокурор не должен брать самоотвод. Члены городского совета и бывший мэр не были осведомлены об этом очевидном конфликте интересов, и городской прокурор не взял самоотвод.
Важнейшим элементом защиты потенциального покупателя дома является предоставление этому покупателю документа, который раскрывает фактически существующие геологические риски на участке. Во время первоначального строительства бывший помощник главы города запросил планировочную комиссию, можно ли исключить термин «активная зона землетрясения» из документов о раскрытии информации, которые будут предоставлены потенциальным покупателям жилья. Его аргументация заключалась в том, что такая трактовка могла бы напугать потенциальных покупателей. Комиссия согласилась изменить определение «активной зоны землетрясения» и указала, что потенциальным покупателям жилья может быть сказано, что данная зона является «потенциально активной зоной землетрясения».
Городской совет одобрил строительство в активной зоне землетрясения и включил термин «потенциально активная зона» в документы о раскрытии информации.
Судебные иски со стороны домовладельцев были поданы в отношении проблемных домов.
К сожалению, недобросовестные девелоперы нередко нанимают консультантов, которые предоставляют отчет, который будет благоприятным независимо от наличия существующих опасностей. Еще более печально, что есть такие консультанты, которые готовы предоставлять такие отчеты.