Найти тему
Mike Lebedev

Metallica: "пропавший" трек

(музыкально-лирическая история)

В стародавние времена отечественных любителей настоящей Музыки неизменно подстерегала масса трудностей при знакомстве с этой самой Музыкой. Ну, за 70-е годы и ранее не скажу, я был мал тогда – скажу за 80-е.

Раздобыть настоящую Музыку было непросто. Надо ж было найти, выпросить или выменять на что-нибудь, переписать, но для того, чтоб переписать – очень часто не было другого выхода, кроме как затереть что-то тоже очень хорошее, высокодуховное...

Вполне естественно, что многие пластинки любимых исполнителей доходили до любителя Музыки в несколько, скажем так, урезанном виде, а то и вовсе переиначенном. Причин тому имелась масса.

Самая каноническая – отечественная-то кассета имела 2 стороны по 30 минут, а импортная – стоила 9 рублей, не самые маленькие деньги. Посему определенный компромисс с совестью был неизбежен, так как стандартный виниловый «лонгплей» - около 40 минут, и, доставаясь тебе через десятые руки, на кассете, за исходный вид произведения ручаться было трудно.

Впрочем, имелся и приятный бонус, так называемая «допись», когда на небольшое свободное место записывающий по доброте своей и вкусу мог влепить что-нибудь еще, причем иногда – даже сам не зная, что именно, просто нравилось! Именно так я узнал в свое время о таких прекрасных авторах-исполнителях, как Брюс Спрингстин и ВИА The Cure.

А, например, две стороны битловской Abbey Road я какое-то время считал частями РАЗНЫХ пластинок, так как они каким-то образом разбежались у меня по разным совершенно кассетам!

Затем в дело включилась фирма «Мелодия». Здесь канонический пример – это «Радио Африка» от «Аквариума», лишившаяся на виниле композиций «Вана Хойа» и «Романс». Причем «Романс»-то ладно, а «Вана Хойа» значилась в списке композиций на обратной стороне конверта, а на пластинке ее не было! Характерно, что я так прикипел к «Мелодиевской» версии, что когда уже появился мп3 и айпод – «Радио Африку» я завел себе в двух вариантах, исходном и «мелодиевском»! И выбирал исходя из текущего настроения.

-2

А еще «Мелодия» издала сборник «Аквариума», пополам нарезав из «День Серебра» и «Дети декабря». И долго я не мог понять, почему «Глаз» находится на «не той» стороне...

А все было просто: чувак, который мне записывал «День серебра», просто выкинул «Глаз», как он объяснил свой поступок впоследствии – «А не нравился». Это «Глаз»-то, который сам БГ считал чуть ли не центральной вещью! Но – у каждого свой взгляд, и слушатели тоже имеют право на свою точку зрения.

-3

Но на виниле дело не кончилось. Когда появились компакты, в ларьках звукозаписи предлагались диски с двумя альбомами какого-нибудь коллектива сразу. Для экономии. Прикол был в том, что очень часто дискового пространства совсем чуть-чуть не хватало, и тогда «составители сборников», ничтоже сумняшеся, выкидывали по какой-нибудь песенке, самой никчемной на их взгляд. Так у меня где-то и пылятся на антресолях дискографии Iron Maiden и Manfred Mann’s Earth Band – сплошь с без одной песней на каждом альбоме!

Это преамбула. Теперь амбула.

3 марта 1986 года вышел великий альбом Master of Puppets американского ВИА Metallica

-4

Не будем сейчас о музыкальной стороне произведения – поговорим о практической.

Мы с моим одноклассником Максом услышали его в июне того же года, когда было нам по 13 лет. Произошло это при следующих обстоятельствах.

Строго говоря, нам с Максом дружить не очень полагалось, ибо мы были с РАЗНЫХ сторон нашей улицы, а у нас как-то исторически складывалось, что «у вас своя свадьба, у нас своя».

Но настал июнь, многие кореша разъехались, и межконфессиональные разногласия отошли на второй план. Тем более, что каждый смог внести в дружбу важный элемент.

С моей стороны был скейтборд, новомодная игрушка, мало у кого имелся, мне вот дядька из командировки привез, а уж кататься в округе – вообще никто не умел.

А у Макса был «мафон».

Вернее, так: у Макса был старший брат, а уже у брата – мафон. А брат – мало того, что разбирался маленько в Музыке, но еще и пользовался большим авторитетом в нашем районе. В силу этого мы без опаски могли вытаскивать магнитофон на улицу, не опасаясь отчуждения ценного имущества: в общем, все в округе прекрасно отдавали себе отчет, ЧЕЙ это брат, и ЧЕЙ мафон.

В общем, все сошлось: теплый июнь, Чемпионат мира по футболу в Мексике – а мы еще и каждый день выходили тренироваться на скейте под мелодии и ритмы зарубежной эстрады.

Честно скажу: больше всего мы катались под популярный западногерманский дуэт «Современный разговор». Во-первых, Макс его искренне любил, а в-главных – уровень нашего мастерства просто не позволял нам кататься столь же быстро, насколько стучал Ларс Ульрих, а под диско «120 ударов в минуту» – в самый раз!

Так что когда меня иногда упрекают в неуместной привязанности к «Современному разговору» - всё оттуда, из детства. Люблю сладкоголосого засранца Томаса, ничего не могу поделать!

Но «Метлу» тоже слушали, конечно – говорю же, разбирался брат в Музыке, как-то раздобыл запись, это спустя-то всего три месяца после официального релиза, когда обычно срок мог составлять год и более!

Естественно, ну естественно – слушали мы его в урезанном виде, ибо «Кукловод» - произведение не только культовое, программное, но и чрезвычайно длинное, 54 минуты хронометража. Так что даже японская кассета заканчивалась композицией «Орион»...

-5

Вполне логично, кстати говоря. Если спросите мое мнение – с безвременной кончиной басиста Клиффа Бёртона что-то неуловимо важное утратил коллектив... До 1991 года включительно еще, выражаясь спортивным языком, «выезжали на багаже», а затем... Но, еще раз – это мое личное мнение, которое я никому не навязываю, особенно тру-фанатам.

Ну вот. Прошли годы, появились компакт-диски... Но сперва они стоили дорого, так что очень долгое время, делая выбор в ларьке звукозаписи – я искал те пластинки, что не слышал раньше, а на уже слушанные – как-то не обращал внимания.

Но однажды, будучи в одних очень интеллигентных и музыкально продвинутых гостях – вдруг испытал самый настоящий культурологический шок. Когда внезапно выяснил, что на самом деле канонический Master of Puppets состоит из восьми композиций, а не из семи! И Damage, Inc. – не «бонус», не «акустика», не «лайв» и не допись в сопровождении симфонического оркестра, а вполне законная, «номерная» вещь!

Вот такая вот вышла однажды история с "пропавшим" треком.

Хорошо, что справедливость восстановлена. Вещь-то отличная!

Metallica - Damage inc - Roskilde, Denmark 1986

(c) Mike Lebedev