Посмотрел спектакль московского театра «Et Cetera» художественный руководитель А.Калягин «Морфий». Это по определению театра саундрама по рассказу М.Булгакова. Наверно, в этом жанре и работает театр «Et Cetera» вообще. Я не являюсь поклонником Булгакова. Мне он кажется человеком изломанным и его произведение несут на себе печать его изломанности. Но в данном случае при всем моем критическом отношении к театру Калягина и М.Булгакову я признаю, что получилось впечатляющее, как минимум впечатляющее зрелище, которым я, остался очень доволен. Обычно в этом театре, да и вообще в театре минут через 30 начинаешь смотреть на часы и думать о своем. Тут первый раз на часы я посмотрел на втором часу.
Главный герой, на котором и держится весь спектакль, Антон Пахомов, просто великолепен. Его игра захватывает и образ, который он создает на сцене, кажется совершенно реальным. Его страдания и радости не выглядят игрой. Я сидя во втором ряду с края- совершенно искренне вступал с ним в диалог и рекомендовал убить обманувшую его женщину. Думаю, нам казалось, что это диалог двух случайных встречных, которые оказались на одной волне. На этом мое участие в спектакле закончилось. Все остальное гениально играл Пахомов.
Сам спектакль это драма московского студента, который стал земским врачом и все еще любит женщину- оперную певицу, которая его бросила. Он страдает по пышным формам, вспоминает ее грудь и голос томясь в российской глубинке. Глубинка изображена в виде хоров, которые одеты в кирзовые сапоги и фуфайки, таскают скамейки нары, создавая образ Руси с помощью пьянства. Ведра и лопаты, нары и кружки настоящие образы России на все времена. Никогда не появится более значимых предметов для русской жизни, именно эмалированная кружка из которой пьют самогон и есть воплощение русского мира. Нет наверно, ничего более русского, чем валяющийся пьяный лагерник. Россия страна лагерей и кирзовые сапоги с фуфайками носят в армии и зоне, а потом и всю жизнь в деревнях, где жизнь мало чем отличается от лагерной. Оказавшись в такой атмосфере интеллигент несет свою любовь к оперной диве в снегу и пьяном тумане… Сколько жизней сгубили женщины? Чего нам стоит не разделенная любовь? Морфий помогает ему забыть любовь и примириться с жизнью. Но он же и отнимает жизнь.
Не малую роль в постановке сыграл и оркестр, особенно приятно было наблюдать за очень хорошенькой виолончелисткой Ольгой Деминой, ее образ меня покорил, хотя возможно это просто ножки.
В любом случае спектакль «Морфий» мне понравился. Очень и я хотя и посмотрел почти все из репертуара театра «Et Cetera» запомню его как один из лучших. Не самый красивый, не самый приятный, но… Это как раз то, что я ищу в театре- живая игра, живых людей. Эмоции и чувства. Жизнь и смерть на сцене и тут нет равных Антону Пахомову. Ну а то, что пока никто не разглядел в образах Булгакова не только личную драму уездного доктора, а еще и драму страны. Ведь революция 1917 года была не чем иным… Эта величайшая геополитическая катастрофа 20 века превратила в «морфинистов» и убила все образованное сословие России. Теперь мы видим страну, которая потрясает своей озлобленной агрессивностью, ненавистью к образованию и окружающему миру. Религиозный фанатизм и мракобесие сменили на ее территории идеи мира и гуманизма. Чем закончится небрежение к правам человека и общечеловеческим ценностях хорошо известно. Все это очень печально, но мы будем пытаться выживать.