Если ты всего лишь рыба, это еще не значит, что на тебе не отмывают миллиарды из пенсионного фонда РЖД.
В 2015 году форелевый завод в Юрге преподносили как главное экономическое достижение года в Кузбассе. Первое современное рыбоводческое хозяйство в Сибири! Первый резидент ТОСЭР «Юрга»! Обещали Кемерову и Новокузнецку обилие свежей рыбы по доступным ценам. Планируемые объемы производства поражали.
А в минувшую пятницу юргинский рыбоводческий завод «СИГ» (Сибирская инвестиционная группа) получил в Кузбассе премию «Медиа-2018» за инновационность. Вот оно — признание!
Но есть вопрос. Мальки заводом исправно покупаются за рубежом в товарных количествах, выращиваются... А юргинской форели в кузбасских магазинах нет. Почему?
Ответов два.
Первый: юргинское производство построено с грубейшими нарушениями технологии. Вырастить там рыбу нужных стандартов невозможно. Мальки просто не дорастают до товарных кондиций.
История этого «успеха» уходит корнями в империю «РЖД» времен Якунина. Тогда при компании-монополисте был создан крупнейший в России негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние». Добровольно-принудительные отчисления в него делали все работники российских железных дорог (около 700 тысяч человек). Рулить этим процессом был назначен Юрий Новожилов, бывший вице-президент «РЖД» по финансам.
Доверять проще знакомым людям. Поэтому инвестировать деньги работяг Новожилов стал в подконтрольные «РЖД» организации, большинство из которых были созданы при его участии специально для переливания в них денег. Из проектов того времени на виду у всех был железнодорожный «Транскредитбанк», который успешно продали, закачав перед этим в него сотни миллиардов рублей. В меньшей степени на слуху контора с неброским названием «Трансфин-М». На самом деле, это целый куст разных ООО с названиями типа «ТФМ-Лизинг», «ТФМ-проект» и т. д. Их задача изначально была — служить проводниками денег из фонда РЖД в инвестпроекты на местах. Поэтому, например, микропредприятие «ТФМ-Спецтехника», зарегистрированное в Кузбассе, имеет обороты в миллиарды рублей, хотя никакой заметной глазу деятельности не ведет.
Проектов, запитанных на деньги РЖД через фонд «Благосостояние» и ряд прокладок, по стране сотни. Среди нихни одного успешного, ведь цель — списывать «неудачные» инвестиции. В Кузбассе их представитель «Сибирская инвестиционная группа», руководящая двумя проектами — форелевым заводом в Юрге и Новокузнецким индустриальным парком (через ООО «СИГ»). Оба проекта, как и было задумано 😉, клонятся к закату.
Сейчас фонд «Благосостояние» по большей части продан, РЖД в нем принадлежит лишь 25%. Причиной продажи называли убыточность. Самый большой российский НПФ занимал 75-е место по эффективности управления капиталом среди 120 российских частных пенсионных фондов. Большая часть куста компаний «ТФМ» ликвидированы или выставлены на продажу. Гендиректор «Трансфин-М» Дмитрий Зотов ходит под уголовным делом и подпиской о невыезде. Говорят, у него даже паспорт отобрали, чтобы не убежал. Активы «Трансфин-М» выставлены на продажу, там на 20 млрд рублей подвижного железнодорожного состава. Правда, долги компании — больше 100 миллиардов. Из них только 56 млрд компания должна РЖД.
Была рыбка простая, а стала золотая — как говорили в старинной телерекламе :)