Руководство МВД озаботилось ситуацией с подростковой преступностью. Давно пора. Хотя вряд ли совещания-заседания что-то изменят
Когда год назад соседнюю Россию потрясла череда преступлений, совершённых подростками, многие успокаивали себя, что это где-то далеко, не у нас. Люди в шоке следили за новостями о том, как два старшеклассника напали на четвёртый класс в пермской школе, порезав ножом и тяжело ранив нескольких малышей и их учительницу. Затем – как менее чем через месяц такая же жуткая трагедия произошла в Улан-Удэ. Там старшеклассник с топором напал на семиклассников – некоторых изувечил, отрубал детям пальцы, рубил и резал лица, поджёг класс. Позднее миллионы людей потрясла запредельная, зверская жестокость «керченского стрелка», который хладнокровно расстреливал ребят и учителей в колледже.
Увы: ощущение, что это где-то далеко и что это вообще не про нас, оказалось обманчивым. Жестокость становится частью подростковой субкультуры. И неважно, где это выходит на поверхность: в России ли, в Штатах или у нас. Тенденции в подростковой среде везде одинаковы. То, что до нападений на целые классы и школы в Казахстане пока не дошло – возможно, лишь счастливая случайность. Нападения и избиения детей на стали в стране рутиной, привычной ситуацией. И правоохранительная система, как честно признаются в МВД, оказалась к этому не готова.
Буквально за считанные дни в Казахстане отмечено подряд несколько фактов вопиющей жестокости среди подростков. В Сети курсируют жуткие ролики, смотреть которые впечатлительным людям противопоказано. Так, в Туркестанской области старшие подростки издевались над младшеклассниками, жестоко унижая и избивая детей 4 – 5 классов. В Кызылординской области мучители засняли на видео групповое избиение школьника в туалете, после которого мальчику потребовалась экстренная медицинская помощь. В Караганде группа подростков на глазах у прохожих жестоко избила 11-летнего мальчика за отказ уступить им место в пиццерии.
И это – за несколько дней!
А сколько фактов насилия остаётся без огласки, потому что «никто ничего не видел», – можно только догадываться.
Полиция по всем таким случаям работает чётко. Она быстро находит виновных. Но вот дальше начинается привычное в таких случаях стенание на тему «онижедети». Попытки развести, отмазать, спустить на тормозах. Ладно – родители этих юных утырков, им, как говорится, положено. Но у них есть сильный союзник. Да, да, именно: в дело вступает наша неистребимая школьная система: как бы кого не сняли, не наказали. Традиция такая: активное участие во всём этом «отмазывании», в потворстве подростковому беспределу принимает именно администрация школ. Директорам выгоднее, чтобы никто ни о чём вообще не узнал. Им не хочется портить отчётность или, тем более, лишаться места. И начинается: «Ну, помиритесь!», «Ну, не надо писать заявление», «Да ты не преувеличивай и не ври, ты же просто упал и ушибся, он случайно тебя толкнул. Он извинился же». Начинают уламывать родителей пострадавшего ребёнка: «Синяки заживут быстро, ну не портить же из-за этого парню жизнь!» И прочее-подобное, до боли знакомое любому, у кого обижали в школе сына или дочь.
Конечно, безбашенных тупых подростков, совершающих подобные поступки, где-то тоже надо пожалеть. Пожалеть за их нравственную ущербность, за то, что к 14-16 годам родители не воспитали в них элементарных представлений о добре и зле, о человеческой чести, о том, что обижать маленького и слабого – низость, хуже которой ничего не бывает.
Но их жалеют чрезмерно. А зачастую – открыто выгораживают. Так выгоднее школам, так удобнее. Поворчать, пожурить, поругать, пальчиком погрозить и надеяться: авось не повторится. Но безнаказанность, как известно, порождает вседозволенность. Если мы и дальше будем двигаться такими же темпами, то до «пермской резни» или до «керченской стрельбы» нам, здесь, в наших казахстанских школах останется совсем немного. Может быть, месяц, неделя. Или прямо завтра вашего ребёнка какой-нибудь полоумный придурок прирежет прямо в классе во время урока.
Да и так ли уж важно, где с ребёнком случится беда: в классе, в школьном туалете или где-то в пиццерии? Тенденция есть, она очевидна. Нет безопасных мест для ребёнка в Казахстане, увы.
Руководство МВД пытается как-то привлечь внимание к проблеме. Оно предложило экстренно созвать на республиканском уровне комиссию по делам несовершеннолетних. Директор департамента внутренних и внешних коммуникаций МВД Алмас Садубаев Алмас Садубаев сообщил, что «для обсуждения возникшей ситуации в Туркестанской, Кызылординской, Карагандинской и Актюбинской областях и выработки организационно-практических мер в Министерство образования и науки внесено предложение об экстренном созыве заседания Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве РК».
Ну, что же, хотя бы это... Наверное, экстренное заседание комиссии ИДН это всё, что в МВД могут сегодня сделать при очевидной беззубости законодательства и при том всеобщем молчаливом потворстве, которое присутствует со стороны школ. Пусть, в самом деле, получат по шапке ответственные на местах, все эти школьные и районные инспектора. Хотя вряд ли что-то серьёзно изменится.
Полицейские пытаются как-то повлиять на родителей, предупредить их. Комментируя инициативу МВД, Садубаев рассказал о практике работы полиции с подростковым беспределом. Собственно, есть только одна статья (если, конечно, действия подростков не имели совсем тяжких последствий) в уголовном законодательстве, по которой привлекаются юные беспредельщики, достигшие 14-летнего возраста. Это совершение хулиганства при отягчающих обстоятельствах – части вторая и третья статьи 293 УК РК. Именно по этой статье возбуждаются дела, когда подростки в группе лиц совершают в отношении своих сверстников противоправные деяния, отметил Садубаев.
– Мы призываем родителей и учителей в целях профилактики преступлений среди несовершеннолетних заранее информировать детей о достижении возраста уголовной ответственности, рассказывать им о последствиях необдуманных действий. Ведь всего один опрометчивый поступок, совершённый в школьные годы, может повлечь наказание и оставить пятно на биографии подростка на всю жизнь, – подчеркнул руководитель пресс-службы МВД.
Поможет ли всё это увещевание? На наш взгляд, нет. Пока не будет сломана система, заставляющая школьные власти покрывать подростковое хулиганство, спускать на тормозах, скрывать факты насилия и жестокости. Впрочем, это уже вопросы к министерству образования, которому с его вечными реформами, как всегда, не до этого.