Найти в Дзене
Шнурки в стакане

Пишем сочинение с ребенком. Как помочь?

Оглавление

Сочинение всегда видится школьнику чем-то большим и сложным. Учиться их писать начинают уже со 2-3 класса, постепенно увеличивая объем. Хоть само написание в начальных классах 1-2 страниц много времени не занимает, ребенок сидит часами, не зная «…чего же тут писать-то…».

Проблема в том, что дети не умеют "вытаскивать из себя" свое мнение, хотя, безусловно, оно у них есть. Но ребенок старается написать не свое, а «правильное»)). Но этого "правильного" не знает. Вот и сидит...Как помочь?

Рассмотрим подход к каждой части в разных сочинениях:

1. Вступление

Это самый первый шаг, который положит начало всей работе. У художников есть понятие «боязни белого листа». Когда не знаешь, что нарисовать, глядя на чистый лист. Но стоит нанести мазок-другой, как в голове рождается уже какой-то образ. Так и тут, как любил говорить один политик: «Главное нАчать». Пусть сначала оно будет неказистым, а может быть, мысль уведет так, что и вовсе окажется не в тему, но это – толчок к размышлению.

Примеры вступлений можно показать в любой книге. Лучше, если это будут примеры по смежной теме. – природа, картина, предисловие к книге.

2. Основная часть.

Здесь надо сформировать какую-то мысль. Как это сделать?

Если это сочинение на свободную тему, то необходимо сузить ее до конкретного вопроса. Например, «Моя любимая книга» - это широко…Много или, наоборот, мало читал – ничего любимого нет…А вот, «моя любимая книга про школьников», или «что мне понравилось из летнего чтения» - это более конкретно, и даже у меня всплывают какие-то моменты, которые уже можно описать.

Еще удобно сделать так: в центре листа пишется «книга», от него стрелочки – «про школу», «про животных», «приключения», от каждой из них еще стрелочки. Например, «Про школу» можно разделить на «Ивана Семенова», «Люсю Синицыну», «Рояль в сугробе», выбрать одну и про нее написать.

То же самое "Как я провел лето". Не надо делать отчет про июнь, июль, август. Достаточно просто описать какой-то случай.

Если сочинение по произведению.

Чтобы «выудить» из ребенка его отношение нужно помочь наводящими вопросами:

-Конечно основа – «Понравилось или нет».

-Самый главный вопрос «Почему?». Все вещи, которые мы видим, либо нам нравятся, либо нет. Но и тому, и другому всегда есть конкретная причина. Просто дети часто не могут ее сформулировать и говорят « не понравилось и все!».

Можно подсказать. Нравится может, потому что написано с юмором, есть какой-то интересный герой, заставляет нас смеяться или даже плакать, сопереживать героям, иметь непредсказуемый сюжет и развязку, погружать в какой-то мир или в другие времена, или наоборот, читатель в книге узнает себя и своих друзей.

Не нравится, если написано трудным или скучным языком, есть длинные однообразные описания, отрицательный герой, плохой финал, много непонятных слов, которые отвлекают от сюжета, затянутый сюжет или просто скучный стиль писателя.

Такие рассуждения и наводящие вопросы уже наталкивают на мысли, которые можно описать.

3. Заключение.

В заключении можно подвести какой-то итог. Захотелось ли еще узнать другие произведения этого автора. Что бы сделало рассказ лучше. Или это просто хорошее произведение, из которого узнали что-то новое и полезное.

Есть еще один частый вид сочинений, которые мы писали в начальных классах – по картине. Тут, просто можно действовать по плану:

-название картины, автор, когда она была написана.
-А дальше – просто описание. Что вижу - то пишу. Начиная с сюжета в целом, главных героев первого плана, и уходим глубже в детали до бесконечности. Сначала описываем, потом правим тавтологию, которой в таких сочинениях обилие.
-Заключением можно сказать понравилась или нет картина и почему. Интересный ли сюжет, яркие или нет цвета, какое настроение создает картина, хочется ли оказаться внутри сцены этой картины.

Когда ребенок научится находить свои мысли и будет знать, с какой стороны подступиться к теме, сочинения уже перестанут быть большой проблемой. И, как ни ругай «Окружающий мир» с его заданиями, но «описать мир глазами кузнечика», и «сочинить сказку про приключения семян морковки» - тоже развивает необходимые качества, даже в такой, достаточно своеобразной форме)).

Ну и остается неизменным золотое правило – кто много читает сам, тот легче и качественнее пишет.

Спасибо за внимание! Буду рада лайкам и подписчикам)