Сегодня продолжаем гулять по залам музея BMW в Мюнхене. Как же там появился этот милый желтый пузырь и почему для него выделен целый зал?
Начинаем разбираться в истории BMW 250 Isetta, ведь оно называется именно так.
В марте 1954 года на женевском автосалоне свою продукцию представлял Ренцо Ривольта. Синьор Ривольта владел заводом в окрестностях Милана, который с 1939 года выпускал холодильники и электрообогреватели. А в свободное время увлекался авто и мото-спортом. После войны спрос на крупную бытовую технику падал, производство постепенно скатывалось на всякую мелочевку. Босс решил сделать ход конем: завязываем с холодильниками и переходим на мотоциклы. Точнее скутеры под торговой маркой Isoscooter. А еще мопеды Isomoto и трехколесные развозные грузовички Isocarro. В послевоенные годы тема недорого транспорта была на подъеме. Но конкуренты на моторынке Vespa и Lambrella не дали Ривольте почивать на лаврах. Рынок постепенно уходил к ним.
Следующий смелый шаг: нафиг эти мотоциклы, будем выпускать машины. Как раз в это время (50-й год), на рынке был ажиотажный спрос на Fiat 500. Решение простое: будем выпускать что нибудь дешевле, но должно оно выглядеть не как мотоцикл.
Главный конструктор фирмы, господин Гобини, вместо придумывания конструкции "с нуля", пошел в патентное бюро и обнаружил там конструкцию автомбиля-пузыря с одной передней дверью за авторством бывшего авиационного инженера. После проработки конструкции профессионалами в 1952 году на свет появилась Isetta.
Панорамное остекление, единственная дверь с откидывающимся рулем, за ним двухместный диван, за спинкой небольшое место для поклажи. Конструкция имела трехколесное шасси, как на небольших самолётах, спереди два колеса и одно сзади, на которое передавал момент двухсоткубовый двухтактный моторчик от мотоцикла Isomoto.
Тесты на дороге всё-таки вынудили отказаться от трехколёсной схемы и увеличить мощность двигателю. В итоге на выставке в Турине в 1953 году за задним диваном обосновался одноцилиндровый 236-кубовый двухтактный двигатель мощностью 9.5 лошадиных сил. Вся эта конструкция могла развивать 85 километров в час. Произвели в итоге около 20 000 машинок.
Переделки увеличили стоимость конструкции и задавить Topolino по цене никак не удалось. Ренцо Ривольта решил продать уже готовую конструкцию кому нибудь из крупных производителей. А у послевоенной BMW в начале 50-х дела шли не очень. Роскошно-дорогие модели в производстве были, но кто ж их купит в послевоенной Германии? И как раз тут произошла судьбоносная встреча производителя итальянских "инвалидок" и главой швейцарского офиса BMW. Через две недели глава испытательного отдела уже положительно оценил конструкцию. В октябре заключили договор на лицензию по производству кузовов. Моторы, их у BMW было своих в достатке, брать не стали. И еще договор на производство кузовов был не эксклюзивный. Ривольта смог заключить аналогичные соглашения в Испании, Франции и Бразилии.
5 марта 1955 года прошла официальная презентация BMW 250 Isetta. Изменения привнесённые в BMW:
12-ти сильный четырехтактный мотор от мотоцикла R25/3. Уж очень не нравился немцам сизый дымок от двухтактных моторов.
В Германии на четырехколесной Изетте можно было ездить с мотоциклетными правами. Для других стран, где такие вольности не допускались, делали трехколесные модификации.
А еще в салоне появилась печка.
BMW пережил этот кризис и пошел с новыми силами к своей новой эпохальной модели BMW Neue Klasse. Всего до 1962 года было выпущено более 130 000 экземпляров Isetta. На полученные от продажи лицензии деньги Ривольта вернулся к своему гоночному прошлому: к 1962 году презентовали Iso Rivolta IR 300 ( GT-купе с мотором V8).
А еще собратьев Isetta можно посмотреть в музее Вадима Задрожного, что на Ильинском шоссе.
Еще прогуляться по Мюнхену:
Как устроены немецкие автогонки.
Что бы не пропустить ничего интересного не забывайте подписываться на канал. Семисотый "подписант" канала - пришли скриншот и получи приятный приз: книга "Как научиться ездить быстро по гоночной трассе и безопасно по обычной дороге" Евгения Васина.