Контроль над островом способен обеспечить КНР беспрецедентные военные возможности
Источник изображения: https://pixabay.com
За всю 70 -летнюю историю существования КНР, ее вожди всегда умело использовали отдельное существование Тайваня для достижения своих внутриполитических целей. В зависимости от внутриполитической обстановки эти цели менялись от сплочения народа под романтически-революционными лозунгами во имя освобождения островных жителей от владычества продажной буржуазии, находящейся под покровительством американских империалистов, до получения инвестиций от соотечественников-капиталистов под сентиментальные ламентации о воссоединении семей, разделенных Тайваньским проливом. Залогом успешности всех зигзагов тайваньской политики Китая было демонстративно жесткое отстаивание во всех ситуациях и при каждом удобном случае положения о существовании в мире только одного Китая.
С 2014 года Китай внимательно следит за реакцией мирового сообщества на присоединение Россией Крыма. И делает свои выводы. Именно в период нахождения у власти президента Трампа, который мало прислушивается к рекомендациям военных советников поддерживать своих союзников и далек от демонстрации готовности «защищать Тайвань до последнего американского солдата», у КНР может появиться шанс бескровно и без репутационных потерь для США, если не присоединить остров силой оружия, то завоевать его политически, добившись размещения своих вооруженных сил в рамках политики «одна страна – две системы», хотя бы и на более либеральных условиях, чем это удалось в Гонконге и Макао. Ради чего? Об этом размышляет в издании The National Interest искушенный военный аналитик Уэнделл Минник, (Wendell Minnick). Он полагает, что в настоящее время Тайвань остро необходим материковому Китаю для того, чтобы обеспечить свои вооруженные силы неконтролируемым выходом в мировой океан. Установление контроля над островом, неважно как он будет достигнут – политическими мерами или в результате вооруженной оккупации, приведет к радикальному изменению военно-политической обстановки в мире.
Статус кво
Тайвань является непреодолимым препятствием для стремления Пекина вывести свои вооруженные силы в открытый океан. Пекин рассматривает Японию, Тайвань и Филиппины как одну длинную стену. Бад Коул (Bud Cole), известный специалист по военно-морским силам Китая, не зря окрестил их «Великой морской стеной». У Пекина нет другого выбора, кроме как захватить Тайвань, непреодолимый в географическом плане, невидимый для его самолетов и тем более для кораблей.
Центральная горная цепь Тайваня простирается вдоль всего острова и имеет высоты от 2,5 до 3,5 тыс. метров. Она мешает Китаю проецировать свои военные силы в Тихий океан. Китайским военным самолетам приходится облетать Тайвань, военным кораблям приходится идти через цепь японских островов Рюкю, которая простирается от Японии до Тайваня, а наземные китайские РЛС не способны заглянуть за Тайвань.
Тайвань и военные возможности КНР
В случае оккупации Тайваня китайскими вооруженными силами военно-географическая ситуация изменится уже не в пользу США. Тогда «стена» станет уже мешать прямой видимости со стороны США. Вместе с Тайванем американская разведка потеряет возможность использовать результаты наблюдений совместной с Японией системы гидролокаторов Fishhook, образующей рубеж противолодочной обороны, в которой также участвует Тайвань. Fishhook (Рыболовный крючок) - это цепь гидролокаторов, расположенных вдоль цепи островов Рюку от Японии до Тайваня. Ряд весьма ощутимых потерь понесут Агентство национальной безопасности США и Тихоокеанское командование вместе с утратой источников разведданных от американо-тайваньского центра радиотехнической разведки на горе Янминшань в Пинтунли и антенных комплексов, расположенные по всему острову, в том числе в Линкоу и деревне Биньлан.
Если завтра Тайвань падет, военно-морской флот Китая сможет использовать северо-восточную военно-морскую базу Суао (Suao) в качестве базы подводных лодок. А базирование на ней будет гораздо удобнее, чем на военно-морской базе Юйлинь (о. Хайнань), где китайские атомные подводные лодки из подземных укрытий попадают в мелководное Южно-Китайское море. В Суао большие глубины начинаются у самого побережья, позволяя подводным лодкам гораздо быстрее погрузиться ниже термальных слоев и уйти от наблюдения.
Хотя порт в Суао не слишком велик, именно здесь стоят шесть фрегатов класса Нокс (Knox-class frigates), десять фрегатов класса Перри ( Perry-class frigates) и четыре эсминца класса Кидд (Kidd-class destroyers) 168-й флотилии вместе с базой снабжения. Большая часть восточного побережья Тайваня - это скалистые горы, которые обрываются прямо в океан. С тыла база прикрыта высокими горами в которых, как и в Юйлинь можно прорубить туннели для подводных лодок.
Вторым объектом, вызывающим большой интерес НОАК, является тайваньская база ВВС Хуалянь. Здесь базируются три эскадрильи истребителей F-16 из состава 401-го авиакрыла. Расположенная к югу от Суао, база имеет «ядерный бункер», вырубленный внутри горы Цзяшань (Chiashan).
Авиабаза Тайдун на юго-восточном побережье острова также располагает обширными подземными укрытиями. Шицзышань (Каменная гора) на ее территории не так велика, как гора Цзяшань, но в военное время может разместить около трех истребительных эскадрилий. В настоящее время на базе размещаются учебно-тренировочные истребители F-5 Tiger 737-го смешанного тактического авиакрыла. На обеих авиабазах могут быть размещены китайские истребители J-11, J-15 , J-16 с боевой дальностью полета около 1500 км. При этом не учитывается использование дозаправки в воздухе, что позволяет увеличить время патрулирования. Для этого Китай планирует создать собственный самолет-заправщик на базе нового стратегического военно-транспортного самолета Y-20 (Y-20 strategic airlifter).
Захват Китаем этих трех баз на восточном побережье Тайваня - Суао, Хуалянь, Тайдун – позволит его авиации противостоять военно-морским силам Соединенных Штатов и Японии непосредственно в Тихом океане. Не следует забывать о возможностях размещения войск с материка на авиабазе Тайчжун и военно-морской базе Гаосюн на западном побережье Тайваня. Размещение на них бомбардировщиков H-6K и эсминцев типа 055 даст НОАК значительные стратегические преимущества.
Стратегические преимущества контроля над Тайванем
Создав военные базы на острове, Китай будет полностью контролировать судоходство через Тайваньский пролив, закрывая его для коммерческих перевозок исходя из своих политических, экономических или военных интересов. Транспортировка нефти и газа по проливу и вдоль восточного побережья из стран Ближнего Востока в Корею и Японию, будут находиться под стратегическим прикрытием Китая. В таких условиях Японии и Корее придется рассмотреть вопрос об изменении своей внешней политики в угоду Пекину. Это может быть сделано разными способами, например, через голосование в интересах Китая в ООН, закрытием американских военных баз, принятием торговых условий Пекина и т.д.
Статья напоминает раздел боевого приказа, где описывается общая обстановка, перед тем как перейти к постановке боевых задач. Но не следует рассматривать ее снисходительно, как некое предисловие к компьютерной игре. К настоящему времени Китай уже добился радикального изменения баланса сил в Южно-Китайском море именно с дальним прицелом на оккупацию Тайваня. Спорные острова в Южно-китайском море захвачены, на них размещено вооружение, морские границы сдвинуты под сомнительными «юридическими» предлогами, такими как исторически-обоснованные территориальные претензии, исключительные экономические зоны, районы рыболовства.
Объявление зоны идентификации ПВО (Air Defense Identification Zone (ADIZ) является лишь вопросом времени как для Южно-Китайского моря, так и в конечном итоге для воздушного пространства Тайваня. Тайваньские истребители недостаточно современны, чтобы служить преградой для китайских боевых самолетов и средств ведения радиоэлектронной борьбы. Даже если Тайвань приобретет новые F-16V, он все равно столкнется с серьезной проблемой в их применении, поскольку авиация НОАК постоянно наращивает плотность воздушное патрулирование вокруг острова. Да и многолетняя идеологическая работа Пекина с «соотечественниками на Тайване» также дает свои результаты. По результатам опроса, проведенного среди жителей острова на прошлой неделе, 61% тайваньцев верит в то, что Соединенные Штаты будут воевать за Тайвань. Но только 9% изъявили готовность сами участвовать в этой войне.
Военный конфликт между КНР и США за влияние на Тайвань не выгоден обеим сторонам. В том числе и из-за вероятности того, что после этой войны место мирового гегемона перейдет России. Но Пекин всегда вел последовательную и прагматическую внешнюю политику, которая в перспективе вполне сможет привести к мирному разрешению вопроса о статусе острова с учетом стратегических интересов КНР.
Если считаете, что наша работа достойна поощрения, поставьте "👍".
Подпишитесь на канал. Интересные материалы из иностранной прессы на канале "Чужая армия". Развлечение и польза для военнослужащих и всех, кто интересуется современным состоянием иностранных армий. Теперь и об армии Китая!
Только на Дзене!
Вам также может быть интересно:
Модернизация НОАК соответствует мировым трендам