Полагаться на авось, пожалуй, вечный тренд в русском обществе. И в правилах обеспечения безопасности путешествия, к сожалению, мы также до сих пор рассчитываем на этого старого друга лохматых веков.
Эксперты Ассоциации бизнес-туризма уверены – комплексная безопасность путешествий станет одним из трендов индустрии бизнес-тревел этого года в России. Чтобы сдвинуть с мертвой точки эту непростую тему, делимся ценными советами, как подготовиться к поездке, будь то отдых или командировка.
Что делать?
Во-первых, внедрять в компаниях комплекс действий по обеспечению безопасности в командировках! Он состоит из четырех основных пунктов, которые включают оценку рисков, подготовку сотрудников и информирование по мере их перемещения, координацию и поддержку во время и после командировки.
- Для начала сотрудник должен ознакомиться с правовым полем, условиями, в которых находится работодатель и работник, их правами и обязанностями.
- Затем нужно узнать как можно больше практической информации о месте назначения. Это может быть информация с сайта МИД РФ или с сайтов внешнеполитических органов других стран, собственные наработки или информация компаний, которые занимаются сбором данных с точки зрения бизнес-тревел, и другие открытые источники, например, мировая карта рисков.
- Третья ступень – это проведение базового тренинга по безопасности. Подобные курсы способствуют подготовке работника к поездке за рубеж в целом: на что стоит обратить внимание, какие риски чаще всего возникают, как вести себя в разных ситуациях. Вам в помощь – видеозаписи открытых вебинаров от International SOS.
- Специализированные курсы нужны не всегда, но обязательны для поездок в страны с высоким уровнем рисков. Как правило, тематика таких тренингов самая разная: действия во время природных катаклизмов, терактов, безопасность для женщин и т.д.
5 советов, которые сделают командировки безопаснее
- Создайте в компании политику по безопасности командировок, которая включает оценку рисков и лист ознакомления сотрудников с этим документом. Укажите в документе часто посещаемые вашими сотрудниками страны, где есть случаи заражения опасными болезнями, нестабильная криминогенная обстановка, большая вероятность природных катаклизмов. Пропишите превентивные меры на случай чрезвычайных ситуаций: действия при пожаре, теракте, эвакуации из офиса, города, страны, с пояснением обязанностей и ответственности между работниками.
- Определите уровень риска в стране, регионе, городе, куда направляется сотрудник. Это можно сделать по данным открытых источников, статистики МВД РФ по странам и городам, ежемесячных отчетов Генеральной прокуратуры РФ. Создайте собственную информационную базу об инцидентах с командированными в той или иной стране. Спрашивайте о событиях у зарубежных партнеров и подрядчиков, у которых есть представительства за рубежом. Можно воспользоваться приложением Travel Tracker, где показаны не только глобальные риски в странах и регионах, но даже уровень загрязнения воздуха.
- Проверяйте безопасность отелей, в которых останавливаются сотрудники. В первую очередь изучите окружение отеля: проводятся ли рядом какие-либо демонстрации, есть ли поблизости государственные объекты и охраняемые учреждения, районы с повышенной криминогенной обстановкой. Исходя из этих данных, узнайте, какие меры по безопасности предпринимает руководство отеля в связи с теми рисками, которые вы обнаружили: есть ли охрана, видеонаблюдение, проверка автомобилей, металлодетекторы и т.д.
- Информируйте сотрудников перед поездкой о правилах безопасности в командировке и создайте механизм контроля получения информации. Для начала можно составить стандартный опросник из 5-6 вопросов: планирует ли сотрудник пользоваться личным транспортом, имеются ли документы для въезда в страну, необходимые прививки и т.д. Создайте краткую памятку о стране для сотрудников: об основных рисках, ключевых датах, культурных и религиозных особенностях. Проведите тренинг по правилам поведения в стране в целом, если она имеет высокий или экстремальный уровень риска.
- Узнайте, сколько ДТП случилось за последние три года с вашими сотрудниками, отправляющимися в командировку. Проведите анализ, как, почему и в каких странах они чаще всего имели проблемы на дороге. Обратите внимание не то, что специалисты по безопасности не рекомендуют в поездках пользоваться арендованным автотранспортом: многочасовой полет, время на паспортном контроле, другой часовой пояс, чужой язык, отличные от наших правила, а иногда и противоположное направление движения создают критичную массу факторов, которая может привести к ДТП.
Оказывается, не так все и сложно. К тому же подобная забота о сотрудниках со стороны работодателя сильно мотивирует. И главное, это снижает влияние рисков и вероятность возникновения каких-либо ЧП. А значит, оставляет человеку больше времени и сил на решение поставленных бизнес-задач.