Найти тему
AutoHS - история автомобилей

«Машина судного дня»: уникальное шасси для «Тополь»

В годы холодной войны да и по сей день, эти машины несут на своих плечах всю силу и мощь ракетных войск - межконтинентальный комплекс "Тополь" и "Тополь-М". Сегодня мы поговорим об уникальном автомобиле МАЗ - 7917.

МАЗ - 7917
МАЗ - 7917

Для реализации концепции автономного ракетного комплекса требовалось надежное шасси грузоподъемностью более 50-ти тонн. Проектирование ракеты началось в 1976 году, практически в то же время на Минском автозаводе началась работа над шасси которое в будущем получило индекс 7917. За основу было взято шасси МАЗ - 7912, на которое была установлена совершенно новая трехместная кабина, из-за чего машина получила характерный 4 метровый свес.

Снаряженная масса шасси колесной формулы 14х12 составляла 32,5 тонн и имела грузоподъемность 63 тонн. Машина имела нечетное количество колесных пар - 7, чтобы максимально унифицировать машину с предыдущими разработками завода, а конкретно с МАЗ - 547, передние четыре пары колес были управляемыми. Из-за нетрадиционной схемы четвертая ось была не ведущей и ее пришлось значительно усиливать, так как при преодолении неровностей на мост могла приходиться вся масса комплекса, а это 105 тонн!

Рабочее место водителя
Рабочее место водителя

Был установлен новый 12 цилиндровый двигатель с турбонаддуовом В-58-7 мощностью 720 л.с. Мотор был оснащен предпусковым подогревателем, которой был способен разогреть его от -40 до рабочей температуры за 35 минут. Агрегат работал совместно с 4 ступенчатой гидромеханической коробкой передач, крутящий момент с которой первоначально передавался на главные передачи 3 и 5 моста, а затем распределялся на соседние. В на платформе насчитывалось 50 (пятьдесят)! карданных валов.

Подвеска устанавливалась гидропневматическая, полностью независимая, с двухконтурной пневмогидравлической тормозной системой. Помимо нее имелась возможность осуществлять торможение двигателем, заблокировав 2 передачу в КПП. Колеса диаметром 25 дюймов и шириной 60 сантиметров оснащались системой подкачки.

Шасси на испытаниях 1984 год
Шасси на испытаниях 1984 год

В постройке машин широко применялись легкие материалы такие как титан и высокопрочный пластик, с помощью них соотношение грузоподъемности к массе удалось довести до небывалого значения -2,2 ! МАЗ - 7917 был способен разогнаться до максимальных 40 км/ч за 65 секунд. Расход горючего по паспорту 200 л. на 100 км, в реальной эксплуатации мог достигать внушительных 260 - 350 л.

Все машины были рассчитаны на гарантированный пробег в 18 тыс. км и службу не менее 10 лет. Однако зачастую ракетоносцы проходили намного больше, некоторые экземпляры и по 85 тыс.км, что говорит о высочайшей надежности и прочности.

Всего с 1985 года, когда автомобиль пошел в серию, по 1992 год было выпущено 402 единицы этих могучих машин.

Подписывайтесь на канал и ставьте палец вверх, впереди много интересного!

Читайте также: 5 лучших вездеходов СССР, для которых не существует вообще никаких преград