Часть 1
Окончив восьмилетку, я перешла в новую школу, только что построенную, ходить стало ближе, и привязанности появились иные. В первый же день получила хороший урок, завуч Анна Петровна меня сразу же прострелила взглядом, потому что я не хотела учиться в 9-б, а просилась к друзьям по улице, в 9-а. «Не место красит человека, а человек место»- только и сказала она. И все мои капризы вмиг улетучились.
Много раз в жизни я убеждалась в этих словах и всегда с уважением вспоминала её твёрдость, как руководителя. Но почему-то нам пошли навстречу, и все мы оказались в одном классе.
Не забыть мне первого директора – милейшую, красивую Марию Александровну Полубоярцеву, директора от Бога, как и второго, не хуже её, - добрейшего и умного Владимира Степановича Пушкарёва, в новой десятой школе.
Были в нашей школьной жизни, кроме уроков, и хулиганства - не без этого: и на окнах стояли, пугая прохожих. Из дома, что по соседству, прямо в фартуке прибегала учительница, снимала наших мальчишек с подоконника третьего этажа. Обувь бросали лёгкую из окон, в чём Люда Власова и была замечена самим директором. А он не поленился, поднялся и – что, куда, зачем, почём - всё расспросил очень даже мягко, с улыбкой и внимательно. Если бы ругался, легче было бы.
Правильно, зачем кричать, если можно улыбаться, но для этого надо быть человеком сильным и мудрым. При этом обязательно уважать своих маленьких, не окрепших ещё учеников. Для чего нужен был непременно талант, который наши учителя в то время имели, к нашему всеобщему счастью. Уровень образования, на время полёта первого космонавта, в стране был высоким, что американцы, испугавшись отставания от страны Советов, стали наращивать силы не в космонавтике, а во всеобщем образовании.
Этого учителя я вспоминаю часто, а ответить себе: за что? - не могу уже более сорока лет. Немецкий язык я никогда не учила: что схватишь на уроке, то и твоё, но знаю его лучше институтского, английского.
Виктор Иванович Шмидт - стройный седой пожилой человек с добрыми глазами, всегда опрятно одетый, с большим кожаным портфелем, спокойно переносивший шум в классе, к его предмету мы относились, мягко говоря, несерьёзно. Хотя к Виктору Ивановичу относились уважительно за его природную мягкость, за большое терпение, сдержанность, он знал себе цену, был человеком разносторонних знаний, и это чувствовалось нами, его учениками, поэтому мы к нему и тянулись. Он меня, новенькую, в классе спрашивал каждый урок, а я по-немецки почти каждый раз отвечала: «Я не знаю», но, по сегодняшним меркам, на «пятёрку с минусом» я предмет знала.
То ли он меня жалел, то ли любил попрыгунью-стрекозу, тоненькую девушку, или чувствовал взрослым взглядом, как несладко придётся мне в жизни. Только вспоминаю его добрым словом, с уважением. В его портфеле всегда лежала интересная художественная новинка, а в то время книг «много и разных» не было, вся бумага уходила на печатание многочисленных партийных тезисов - такое время говорливое было. Мы были за «железным занавесом», и не предполагали даже, как может свободно жить человек. Уважать себя страна ещё не научилась, к большому моему сожалению, но, зная цель, человек всегда дойдёт, было бы к чему стремиться.
Школу бы нам вернуть старую, моих учителей, телевизоры на чердаки забросить, в рухлядь превратить, чтоб вернулись в дома книжки чудесные для мальчиков и девочек, для мам и пап - уже испорченных. Вернулись бы счастьем, запахом утреннего леса, палаткой на берегу тихого ручья, бабочками, пташками да пением соловья. Возможно, банально, но это так. Люди почувствовали бы тогда свободу…
В наше время страна была читающей. Читали везде и всюду: на остановке и в автобусе, в поезде, на кухне за варкой, жаркой, а я - за приготовлением уроков. Маскировала под учебники все любимые романы, и про Женни Маркс, моего тогдашнего кумира, и всё то, что печаталось в толстых журналах; Льва Толстого, книги которого я целенаправленно таскала из далёкой, весьма неплохой библиотеки, но ничего «запрещённого» нам, естественно, не попадало. Не Москва, увы, Пастернака не читали на Урале, а лишь правильные книжки – по соображениям той власти. Но и классика весьма полезна и лишней не может быть, мозги не «сушит», а заставляет думать творчески.
Хочется взять в руки потерянную в юности книгу «Встреча на далёком меридиане», по которой был поставлен русско-американский фильм, но, увы, не показанный в те далёкие годы холодной войны.
Наташа у нас в классе читала сочинения Ленина, а мы были в шоке, но это было, те запрограммированные времена мы проходили. Сделалась по жизни словесником, возможно, стала похожей на нашу Варвару Степановну, которая и на меня наложила свой отпечаток «правильной» жизни. Наш классный руководитель в 9 и 10 классах – женщина-легенда, по страницам её жизни можно было бы прочитать всю историю страны Советов, но для нас оставалась во многом загадкой. Несгибаемая, гордая, правильная во всём, просто железная, преданная первой любви до конца своей одинокой жизни. Учитель физики, при этом умнейшая, мудрая о очень красивая во всех отношениях.
Её внешняя красота, а она была первой красавицей в городе, высвечивалась и в очень зрелом возрасте. Когда мы имели часть учиться у неё, у человека принципиального, доброго и немногословного, умеющего заставить ученика неуловимой хитростью самому учить предмет, потому что почти никогда она нас не спрашивала, а если нужны были отметки, то отвечал весь класс сразу, и никакой очерёдности у неё не было. Мы были у неё словно под рентгеном, все 45 минут она объясняла чудеса физики в хорошо оснащённом классе, а сидела за тонкой стеной и знала все наши секреты, не выдавая себя. Однажды прозвучали её слова, один раз и на всю жизнь: «Необходимо естественное веселье, а не искусственное». 40 лет они со мной, и я часто повторяю эти слова другим. Слова были обращены ко всему классу.
Мы все собрались на день рождения у Люды Евтихович и, видимо, уже считали себя взрослыми. На столе стояло какое-то вино, учительница про это узнала и - не была бы она Варварой Степановной, если б не знала.
Подписывайтесь на канал и читайте книгу с начало.
Можно заказать печатный вариант. Всем приятного прочтения. Возможно кто-то сделает для себя какие-то выводы. Буду рада если она вам поможет).
Предыдущие статьи:
УЧИТЕЛЯ. ПРЕОДОЛЕНИЕ. КОНЬКИ И ЛЫЖИ Часть 1
УЧИТЕЛЯ. ПРЕОДОЛЕНИЕ. КОНЬКИ И ЛЫЖИ Часть 2
УЧИТЕЛЯ. ПРЕОДОЛЕНИЕ. КОНЬКИ И ЛЫЖИ Часть 3
УЧИТЕЛЯ. ПРЕОДОЛЕНИЕ. КОНЬКИ И ЛЫЖИ Часть 4