Найти тему
Хранители Наследия

Ярославская гастроль московских экспертов

Как избавиться от незаконной надстройки памятника вместе с памятником

Евгения Твардовская

“Где ж вы раньше были”… Знакомая фраза, которую зачастую - в качестве почему-то аргумента, а то и укора – слышат градозащитники. В качестве контраргумента хотим снова продолжить наш длинный сказ о судьбе флигеля усадьбы Огняновых в Ярославле. И все «стороны процесса», абсолютно все – про него и слышали, и участвовали. А может, и со-участвовали.

Здесь мы сработаем «на опережение». По информации наших источников, готовится приказ Департамента госохраны объектов культурного наследия Ярославской области о выводе этого исторического здания (ул. Первомайская, 7а) из списка выявленных. Таким образом, многолетние систематические действия собственника ООО «СКАН», направленные на то, чтобы избавиться от памятника-флигеля, могут увенчаться успехом. А вот многолетние систематические попытки все того же госоргана заставить владельца демонтировать незаконную надстройку, сделанную им на здании, и компенсировать ущерб культурному наследию – как-то не возымели действия. Странная асимметрия, не правда ли?

Краткое содержание предыдущих лет борьбы за памятник. В 2016-м Департамент завел административное производство в отношении ООО «Скан» из-за работ без разрешения, в 2017-м прошло 3 судебных процесса из-за неисполнения предписания Департамента по сохранению памятника и демонтажа надстройки. 18 июня 2018 г. в Кировском районном суде состоялось заседание по незаконной надстройке флигеля усадьбы Огняновых (Первомайская ул., 7а, выявленный объект культурного наследия, заглавное фото). Иск подал Департамент охраны ОКН ЯО при поддержке прокуратуры. Суд вынес решение разобрать надстройку. Срок исполнения решения - 1 год и 6 месяцев. Судебная летопись – в нашей публикации от июня 2018 года.

Надстройка и сегодня – живее всех живых. Никто, похоже, и не собирался ее сносить. А вот, между тем, появился Акт историко-культурной экспертизы: в нем эксперты-москвичи Кудрявцева Татьяна Петровна, Соловьева Елена Евгеньевна и Баширова Екатерина Евгеньевна делают вывод о «необоснованности (отрицательное заключение)» включения данного объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации».

Признаться, достаточно увидеть фамилии экспертов, чтобы предположить со стопроцентной точностью результат – лишение охранного статуса: в таких ситуациях положительных заключений за подписью данных фамилий – что называется, «днем с огнем». Если «злоключениями» таких экспертиз они радовали раньше Москву, то теперь, видимо, освоив все поле столичных возможностей, переключились на регионы.

Вот как нам прокомментировал ситуацию Юрий Аврутов, вице-президент НК ИКОМОС, Россия, член президиума Ярославского областного отделения ВООПИК, член научно-методического совета Департамента госохраны объектов культурного наследия Ярославской области:

«Законодательством Российской Федерации предусмотрен порядок исключения объектов культурного наследия из реестра - в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения. Оказывается, это не совсем так. В Ярославле придуман еще один способ, позволяющий своеобразно избавиться от объекта культурного наследия – перестроить памятник, исказив его до неузнаваемости, а потом с помощью экспертов-варягов лишить его охранного статуса. Длинная история и нелегкая судьбы флигеля усадьбы Огняновых, что на улице Первомайской в Ярославле, яркое тому подтверждение.

Несколько лет тому назад флигель, построенный в конце XIX века в стиле классической архитектуры, расположенный в границах объекта всемирного наследия «Исторический центр города Ярославля», подвергся варварской реконструкции – надстроен третьим этажом со стальным каркасом и стеклянными стенами. Работы выполнялись при отсутствии согласованной проектной документации, разрешений на производство работ и уведомления Центра Всемирного Наследия. Собственник не реагировал на предписания органа охраны, объясняя проводимые работы по уничтожению существующей стропильной системы, участков кладки стен второго этажа, необходимостью выполнения противоаварийных работ, хотя памятник жил и чувствовал себя удовлетворительно - видимые разрушения не наблюдались. Интересно бы узнать имена проектировщиков, заглянуть бы в лицензию подрядной организации, обязавшейся беспрекословно соблюдать лицензионные требования и условия, а фактически уничтоживших объект культурного наследия. В защиту памятника выступил Кировский районный суд Ярославля, обязавший своим решением привести объект в первоначально состояние, которое в настоящий момент оспаривается владельцем флигеля в суде высшей инстанции.

И вот сейчас над памятником, по воле экспертов, нависла очередная угроза – быть исключенным из списка объектов культурного наследия. В связи с этим хочется поведать, что памятником занималась эксперт Белоярская И.К., добросовестно и объективно оценившая его историю и архитектуру, его градостроительное значение, обосновавшая включить флигель усадьбы Огняновых в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Тем не менее, заключение Белоярской И.К. было отвергнуто владельцем, который продолжил поиски и нашел «сговорчивых» экспертов.

Хочется напомнить этим экспертам, что флигель усадьбы Огняновых, несмотря на его варварскую реконструкцию, остается ценным градоформирующим элементом городского исторического ансамбля (усадьбы Огняновых), на территории которого сохранился Главный дом. Ансамбль следует выявить и поставить на государственную охрану, при этом вернуть исторический облик перестроенного и изуродованного флигеля».

Вопрос будущего флигеля Огняновых будет вынесен на заседание регионального научно-методического совета. Работа по выявлению ансамбля всей усадьбы уже идет – и, кстати, на волонтерских началах. Желающих «платить» за постановку на охрану – меньше или нет совсем. Отрицательные экспертизы пользуются гораздо большим спросом…

Если правы наши источники и флигель выведут из выявленных ОКН, то ситуация будет просто абсурдно-нездоровой: у Департамента не вышло отстоять права памятника и он откажется от этого памятника – так получается? Нету тела, простите, памятника – нету дела? Очень удобно. Хотя… дело-то уже есть.

Продолжение - на нашем сайте.