Самый чувствительный рост цен всегда происходит в январе. И даже несмотря на то, что после изнуряющих новогодних праздников, деньги в дефиците даже у среднего класса, Росстат регулярно рассказывает о рекордных подорожаниях многих важных продуктов. И, конечно, первый месяц 2019 года исключением не стал. Но почему? Неужели это заговор? Не без этого… Но, обо всем по порядку.
Причина №1
С первого января перестают действовать все предновогодние акции и распродажи. В преддверии новогодних праздников ритейлеры устраивают скидки чуть ли не на каждый второй товар, затягивая покупателей в свои "торговые сети". Чем больше акций и выгодных предложений, тем больше мы оставим в кассе. И вот после боя курантов этот маркетинговый популизм заканчивается, слово акция исчезает с прилавков на целый месяц и это автоматически увеличивает стоимость покупок.
Причина №2
Вступление в силу новых тарифов и законов, например, в этом году повышение НДС на 2 %, часто объявляют с первого января. Меняют тарифы транспортные компании и поставщики услуг, что немедленно закладывается в себестоимость товаров.
Причина № 3
В январе традиционно изменяется баланс спроса и предложения на овощи и фрукты. Дорожают огурцы, помидоры сладкий перец, баклажаны и цукини, практически все корнеплоды и фрукты. Например, рекордный рост в этом январе как раз, а помидоры – на 11%. Причина вот в чем.
Из-за огромного спроса в декабре ритейлеры не боялись закупать скоропортящиеся овощи и фрукты с запасом. Даже если часть из них придется утилизировать, огромная прибыль все равно будет получена. А вот в январе спрос минимальный за весь год, и каждый помидорчик на счету, а потому дефицит выгоднее, чем утилизация.
Причина № 4
Вытекает из предыдущей. Низкий спрос заставляет продавцов искать пути для получения дополнительной прибыли. Один из них подъем цены на продукты первой необходимости. Таких как молоко, мясо птицы, крупы и так далее.
Ну и конечно, заговор!
Договоренности торговых сетей о необоснованном завышении цен вполне возможны. Но такие акции необходимо совмещать с другими факторами роста, чтобы потом можно было этими факторами прикрыться. Поэтому картельные сговоры, если существуют, то также реализуются в начале года.
Утешением служит то, что январский всплеск цен носит волнообразный характер, и, начиная с февраля, в магазины возвращаются красные и желтые акционные ценники, а некоторые продукты дешевеют, хоть и не до прошлогоднего уровня.