Что такое воронка продаж
Для чего нужна воронка продаж?
Воронка продаж позволяет определить эффективность отдела продаж. Благодаря воронке руководитель понимает, на каких этапах сделки отсеивается большинство потенциальных клиентов, понять причины отсеивания, а в дальнейшем провести работу по устранению этих причин.
Разберем простой пример. Есть некий сайт, продающий товар или услугу. В день на него заходит 1000 человек. Из этой тысячи человек 100 оставляют заявку. Из этой сотни 30 просят выслать коммерческое предложение. С 10-ю людьми проходит встреча и только 3 покупают продукт.
В результате возможно произвести анализ:
- Что заставляет людей принимать решение?
- Какие факторы стоит доработать и т д.
Обычно компании обращают на это внимание при явном упадке продаж. Благодаря воронке можно не допускать снижения показателей и увидеть проблему заранее.
Какими бывают воронки продаж?
Существует 4 типа воронок продаж, которыми чаще всего пользуются предприниматели.
Воронка «Привлечение — закрытие»
Эта воронка показывает весь процесс обработки клиента от его первого «касания» с вашей компанией до закрытия сделки.
Воронка продажи
Воронка ориентированная на цикл самой продажи. Для ее создания и поддержания в рабочем состоянии нужен постоянный контроль и анализ рынка и направление интереса целевой аудитории к продукту или услуге.
Воронки «Продажа+сервис»
Эта воронка включает в себя не только продажи но и полный контроль над проводимой работой с клиентом после оплаты, будь то сроки доставки товара или консультация менеджера профессиональная по услугам компании.
Воронка «Up-selling»
Классический вид воронок, включающий в себя дополнительные продажи товаров или услуг либо тарифную (ежемесячную) оплату за сервис или техническую поддержку продукта или услуг.
Как создать воронку продаж?
I. Определение этапов
Как я уже говорил раньше, этапы в разных компаниях могут отличаться от классической воронки. Это зависит от того, какой применяется способ продажи, сколько раз происходит контакт с клиентом, начиная с фазы первого знакомства с компанией до продажи и дополнительной продажи. Определите ключевые точки контакта, которые влияют на принятие решения клиента.
II. Проработка этапов
Эта задача посложнее. Непосредственно в этом этапе и происходит сама настройка и создание воронки продаж. Необходимо проработать весь список этапов, через которые будет проходить клиент. Исходя из опыта и практики могу заверить, что именно на этом этапе создания происходят самые серьезные ошибки. Зачастую менеджеры перегружают воронку продаж ненужными этапами и не уделяют внимание на этапам важным. К этому процессу стоит отнестись как к созданию механизма продаж, в котором не нужны лишние шестеренки, усложняющие процесс для клиента.
III. Улучшение показателей
После проработки этапов стоит провести тестирование воронки и определить «узкие места». Если отнестись к делу с должной ответственностью, то все ошибки будут видны как на ладони, останется только доработать воронки и устранить их.
Автор текста — Дмитрий Афанасьев, старший клиент менеджер агентства «Октобит»