Как формируются стереотипы в обществе? Огромное влияние имеет семья, но не только она. СМИ как четвертая власть уже давно участвуют в образовании у нас тех или иных ассоциаций, мнений о происходящих в мире событиях.
Но информация, предоставляемая читателю, зрителю, пользователю не всегда бывает достоверной и точной. Зрителей, читателей порой вводят в заблуждение искаженные факты, элементарная невежественность. В последнее время все чаще люди путают такие понятия, как ислам и экстремизм, радикально настроенные мусульмане и верующие. Ведет это к одному: к формированию ложных взглядов на религию. Но образованный человек, который хочет жить в мирном обществе, должен уметь расставлять приоритеты и ориентироваться в информационном пространстве. Для журналиста это особенно важно. Он ответственен за свое слово, обязан понимать, что грубые ошибки в его работе могут негативно влиять на мнение людей, создавать конфликты. Любая информация, а особенно касающаяся религии, веры, должна быть адекватной.
23 ноября в актовом зале БГПУ им М. Акмуллы прошел семинар на тему «Роль СМИ в профилактике религиозного экстремизма».
Алмаз Мустаев, проректор по учебной работе, кандидат физико-математических наук, доцент, обратился с речью к присутствующим:
— Актуальность темы, которую мы обсуждаем, ни у кого не вызывает сомнений. К сожалению, в нашу жизнь не так давно пришли такие понятия, как информационное оружие, информационная война. Социальные мессенджеры, радикальные элементы, которые активно зомбируют молодых людей в сети тоже не редкость. Эти люди, используя Интернет-ресурсы, побуждают людей к джихаду против неверных. К сожалению, такая вербовка стала практикой. Где молодому человеку, который придерживается ислама, найти ответы на вопросы о своей вере, куда ему обратиться в случае возникшей проблемы? Для ответов на эти вопросы мы создали в нашей республике электронную экспертную группу. Теперь каждый может зайти на сайт http://expert.bspu.ru/ и получить консультацию специалистов. Здесь работают не только богословы, но и юристы и государственные деятели. Экстремисты прикрываются исламской религией, и наша задача состоит в том, чтобы разъяснить людям, чем радикальные движения отличаются от традиционной веры.
Руслан Карамышев, советник председателя Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе Республики Башкортостан:
— Хочу ознакомить вас с теми изменениями, которые произошли в религиозной ситуации в республике Башкортостан за этот год. Отмечу, что значительных изменений по сравнению с прошлым годом не произошло.
Сейчас в республике стали активно работать учебные научные центры, которые занимаются мониторингом конфессиональных и межконфессиональных ситуаций. По данным этих центров 85 % жителей республики считают конфессиональные, межконфессиональные отношения спокойными. Лишь 7 % полагают, что отношения напряженные. Это хорошие показатели. Они означают, что в Башкирии
Марианна ДАВЛЕТОВА
межконфессиональный мир достигнут и не нарушен конфликтами.
За прошедший год количество религиозных объединений увеличилось. В республике на данный момент существует 1893 объединения различных конфессий: 68 % — исламские религиозные объединения, 20 % — православные, 12 % — остальные.
Всего практикуются 22 вида различных вероисповеданий.
Кроме традиционных на территории республики действуют нетрадиционные религиозные течения, однако я бы предостерег вас придавать этому термину негативную оценку. Они действуют в соответствии с законом о свободе совести и вероисповедании, и значительная их часть зарегистрирована на территории республики. Хотя претензии со стороны общества к некоторым из них есть. Из традиционных конфессий действуют: 4 еврейские общины, 2 буддийские, 11 общин старообрядцев, 21 баптистов, 2 общины католиков, 6 лютеран, мормоны — 4, свидетели Иеговы — 25.
Что требуется от представителей СМИ? Объективность и порядочность при подаче информации. На данный момент существуют претензии к федеральным каналам. Однобокость, погоня за рейтингами негативно влияют на судьбы людей.
Государство поддерживает религиозное образование, с целью развития теологической системы. У нас в республике есть Российско-исламский университет, 4 исламских колледжа, медресе Галия. Надо не забывать о профилактике экстремистских течений.
Хазиев Валерий, заведующий кафедрой философии БГПУ им. М. Акмуллы, доктор философских наук, профессор:
— Молодежь ищет, где себя проявить, и это правильно. Но нельзя забывать, что экстремальность и экстремизм вещи разные. Люди могут вкладывать свою энергию во что хотят. А вот сформировать у них адекватное отношение и критику к экстремистским организациям, объяснить, чем отличается бандит от верующего мусульманина, задача экспертов по религиозным вопросам, просветителей, СМИ, учебных заведений.
На вышеупомянутом сайте сидят специалисты, которым вы можете не только задать любые вопросы, но и встретиться с ними. Если есть спорные сложные ситуации, то возможно требуется индивидуальный подход. Мы не отказываем в помощи никому.
Теперь о представителях СМИ. Иногда приходится слышать: «Ислам — не миролюбивая религия. Мусульмане-бандиты за милую душу лупят по живым кварталам, мечетям, убивают людей... Это нам по телевизору показывают!»
И вот тут, конечно же, начинаешь все разъяснять. Это не мусульмане, а террористы, никакого отношения к вере они не имеют! А почему случается такое искажение? К сожалению, зачастую по вине СМИ. Подчас происходит героизация бандитов! Это недопустимо! Хочет человек проявить себя, пусть проявит: катается на мотоцикле, занимается экстремальными видами спорта, выражает себя, но не становится бандитом! В этом цель нашей просветительской работы. Нужна объективность и честность. И кстати, о честности. Однажды ко мне обратился человек. Он спросил меня: «Долго ли вы были атеистом?» Вопрос с подковыркой, так как я 21 год был членом КСПСС, 10 лет вел курс научного атеизма до того, как стал заниматься исламским проектом. Но ведь я глубоко изучил эту тему, прежде чем стать экспертом. Когда каждого неверующего называют атеистом, это неправильно. Атеист — особая позиция, в ней не меньше гуманизма, чем в вере. Это говорит вам человек, который был атеистом.
Все, кто хочет получить какую-либо информацию, касающуюся вопросов ислама, могут задать их на специальном сайте Межведомственного научно-исследовательского центра развития мусульманского образования БГПУ им. М. Акмуллы.