Энгель ЗАЙНЕТДИНОВ, ветеран нефтяной промышленности, член союза журналистов РФ и РБ
В природе существует
непреложный закон — каждое живое существо живет, разрушая и уничтожая средства своего существования. Исключений из этого закона нет и не может быть. И даже такие ценнейшие природные богатства, как нефть и газ, так необходимые человечеству, несут в себе такие потенциальные негативные последствия, как загрязнение атмосферы, почвы, водоемов, повышение температуры окружающей среды, пожары, аварии и другие техногенные катастрофы, т.е. наряду с благом для человечества они являются одновременно и его врагами.
Поэтому мы должны делать все возможное для предотвращения подобных последствий. Вот что писал по этому поводу английский астрофизик, известный своими трудами по звездной и планетной космогонии и космологии Фред Хойл: «Когда кончится нефть, уголь, богатая металлом руда, никакой вид живых существ, каким бы компетентным он ни был, не сможет вскарабкаться по крутому склону от примитивного уровня до цивилизации высоких технологий. Попытка дается только одна».
Человечество с первых же дней своего появления на земле принялось приспосабливать окружающую его природную среду для удовлетворения своих потребностей, постоянно расширяя это взаимодействие. Нефть известна человечеству с незапамятных времен — археологическая и историческая наука датирует это 6-м тысячелетием до нашей эры. Более или менее детально знакомство людей с нефтью описал М.М. Дьяконов в статье «История древнего Ирана» (журнал «Вопросы истории» № 1, за 1946 г.) Человечество довольно быстро убедилось в полезных свойствах нефти и нефтепродуктов и начало их использовать в своей жизнедеятельности. Первоначально она использовалась в качестве связующего и гидроизоляционного материала при строительстве, для приготовления пищи и отопления, для лечения ран и в военных целях и т.д. Древнегреческий историк Диодор Сицилийский в 1-м веке до нашей эры писал: «Хотя и много невероятных чудес происходит на земле Вавилонской, но нет среди них ничего удивительнее, чем великое множество асфальта, который здесь находится» (Соч. «Историческая библиотека» книга 7).
Приведу один курьезный пример. В 1840 г. губернатор Баку направил в Петербургскую Академию наук пробы нефти для анализа и получил такой ответ: «Это вонючее вещество пригодно лишь для смазки колес телег». Кстати башкиры издавна эту черную жидкость («ер майы») так и использовали. Основными потребителями нефти для середины XIX в. были врачи и знахари, которые использовали ее в лечебных и парфюмерных целях.
Промышленная революция, начавшаяся в середине XIX в, привела к резкому росту потребности в нефтепродуктах, особенно на железнодорожном транспорте и на флоте. Другой причиной такого роста стало использование керосиновых ламп, изобретенных польским провизором И. Лукасевичем в 1852 г., для освещения улиц и жилища. Ранее для этой цели, а так же смазки механизмов использовали жир китов, поголовье которых в результате хищнического истребления сильно сократилось.
Человечество всегда стремилось овладеть более мощными и быстрыми средствами передвижения. Паровые машины не позволяли реализовать эту мечту из-за низкого КПД, больших размеров и значительного расхода угля. Поэтому во многих странах велись работы по созданию транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). В 1859 г. француз Ж.Э. Ленуар получил патент на двигатель, «приводимый в действие воздухом, который расширяется при сгорании светильного газа». Этот газ — продукт сгорания коксующегося угля. В 1875 г. на Всемирной выставке в Вене демонстрируется ДВС, работающий на бензине; в 1879 г. К. Бенз устанавливает бензиновый двухтактный двигатель мощностью 13 л.с. на экипаж, который развивал скорость до 20 км/ час. В России первые моторные экипажи испытывали в 1882 г. инженеры Путилов и Хлебов. В 1892 .г немецкий инженер Р. Дизель получил патент на ДВС, работающий на более тяжелых нефтепродуктах, чем бензин. В первые годы автомобили называли «ненасытными пожирателями нефти и бензина». Внедрение новых транспортных средств на бензине и дизельном топливе на первых порах происходило тяжело. Так, согласно закону, принятому в Англии в 1865 г., автомобили считались «опасными самодвижущимися повозками», поэтому перед ними должен был идти человек с красным флажком и громко звонить в колокол. В Нью-Йорке водители автомобилей были обязаны останавливаться при приближении к ним всадников или конных экипажей, В некоторых странах, в т.ч. в Америке, в автомобили бросали камни, полиция и суды были завалены исками об опасности автомобилей. Даже в 1896 г. в газете «Лежурналь» было опубликовано такое обращение в полицию одного из читателей: «Парижские улицы небезопасны... Я уведомляю вас, что с утра брожу с револьвером в кармане и буду стрелять в первую же бешеную собаку, которая посмеет сесть за руль автомобиля или моторного трехколесного велосипеда». Но упорное сопротивление «автомобилистов» было преодолено в начале во Франции, затем в США, Англии и Германии. Для справки: на рубеже XIX-XX веков автомобили производились только в этих странах. В США в 1895 г. было лишь 4 автомобиля с бензиновым двигателем, уже через 30 лет их стало 4 млн.
В конце XIX — начале XX веков горючее, смазочные масла и другие нефтепродукты полностью вытеснили светильный газ, растительные и животные жиры. Современную цивилизацию невозможно представить без нефти. Она является основным источником выработки энергии, она — главный компонент многих видов материалов, топлива, масел, вооружений и т.д., ценнейшее сырье и самое главное — основа могущества государств. Не зря XX и XXI века относят к нефтегазовым. Многие ученые справедливо полагают, что человечество поднялось в своем развитии до степени высокой индустриализации исключительно благодаря изобилию легкодоступной, дешевой энергии, основным энергоносителем которой являются нефть и газ. Сегодня в моде выражение: «Мир сидит на нефтяной игле». Эта метафора в какой-то мере справедлива и в то же время неверна. Да, нефть пока незаменима: заменить ее непросто, если это вообще возможно. Сколько светлых надежд человечества и мрачных событий связано с ней. Зачастую весь путь поисков, добычи нефти и применения продуктов ее переработки особенно в капиталистическом мире связан с обманом, насилием и кровью. По количеству войн, государственных переворотов, убийств с нефтью, наверное, может конкурировать лишь золото. Д-р экон. наук профессор Р.Т. Чердобаев очень точно и образно заметил : «Нефть имеет одно загадочное свойство разжигать на Земле конфликты, будучи еще под землей».
История «завоевания» нефти человеком, превращения ее в мощную производительную силу является одной из драматичных и судьбоносных.
Целью Первой и Второй мировых войн, а также послевоенных больших и малых конфликтов в Египте, Ираке, Ливии, Сирии и др. была нефть, вернее захват чужих территорий, богатых запасами углеводородов.
Одной из основных причин поражения Германии и ее сателлитов в двух мировых бойнях также является недостаток нефти и нефтепродуктов.
Напряженная ситуация в мире сегодня складывается вокруг Арктики, где
уже сейчас выявлено более 20 крупных месторождений нефти и газа и сосредоточено (по предварительным оценкам) около 20 % мировых запасов углеводородов. Сейчас Россия, США, Канада, Великобритания, Норвегия, Дания и др. страны ведут спор и ищут доказательства своим притязаниям на арктический шельф. Этой серьезной проблемой сейчас занимается ООН. Метафора о нефтяной игле неверна, на мой взгляд, потому, что нефть — не наркотик, а скорее — кровь цивилизации, без которой отомрут ткани всего организма, если к понятию нефти применить биологическое сравнение.
Открытие нефти, безусловно, можно считать крупнейшим открытием человечества. К сожалению, имя первооткрывателя этого уникального жидкого минерала и место этого открытия неизвестны до сих пор, да и вряд ли кому в мире удастся это сделать в будущем. Этот «пионер» заслуживает благодарности всего человечества.
Несмотря на свою многовековую историю, нефть до настоящего времени остается одной из величайших тайн природы. Это касается ее образования, сути, состава, размещения запасов, начала использования и даже названия. Ясно лишь одно: нефть — это продукт, созданный природой и лишь частично — человеком.
Современная наука до сих пор не нашла однозначного ответа на разнообразные процессы, идущие в недрах Земли, приводящие к образованию различных пород и минералов и залежей таких уникальных минералов и сырья, как углеводороды.
Наиболее распространенным ответом на эти активно обсуждаемые и задаваемые вопросы хочу поделиться с читателями.
Наиболее спорный и сложный вопрос
— это происхождение (генезис) нефти. Ответ на него является ключом для понимания ее истории. Ученые всего мира уже несколько столетий изучают прошлое и настоящее нефти, которое оказалось очень запутанным и загадочным. Несмотря на множество предложений и гипотез, человечество не нашло однозначного общепринятого ответа на эту главную тайну природы: ее происхождения и время образования. В самые ранние периоды знакомства с нефтью, ее происхождение связывали с волей всевышнего божества. Многие племена в Америке и на Апшеронском полуострове в районе Баку видели нечто мистическое в естественных выходах нефти на поверхность в виде асфальта, битума, жидкой нефти и нефтяных газов и относились со священным почитанием, а подступы к ним считались «тропой мира» даже во время войн. На Апшероне языки пламени, вырывающиеся из-под земли, привлекали сюда огнепоклонников
— паломников, воздававших хвалу богу. Здесь воздвигались храмы огнепоклонников, руины одного из них, построенного в III веке до нашей эры, сохранились в Сураханах.
До начала XVIII века происхождение нефти объясняли «флогистоном» и огненными процессами при извержении вулканов. Флогистон — от греческого слова «phlogitstos (горючий)» — гипотетическая огненная составляющая вещества, которая высвобождается при горении.