Олег Смолин предложил провести реформу общего образования. Некоторые от этих слов схватятся за голову и закатят глаза:
- Опять?! Сколько можно?!
А я отнёсся по-другому. Во-первых, О.Смолин - первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке – один из немногих депутатов, кто говорит про образование правильные вещи, пытается разобраться, а не заниматься самопиаром на злободневной теме.
А во-вторых, казалось бы, реформа идёт уже лет 20, если не больше, и всем порядком надоела. Но то, что сейчас происходит, трудно назвать реформой. Это набор каких-то хаотичных решений, нелогичных, необоснованных, мало связанных друг с другом, а главное, с реалиями школьной жизни.
Чего стоит только введение второго иностранного языка, родной литературы и родного языка. Я узнал, что в некоторых школах выделяют под эти «нужные» предметы по 0,25 часа. То есть формально стандарт будет выполнен, но толку от этих нововведений не будет никакого. И его в любом случае не будет, потому что эти новшества абсолютно не подготовлены, не востребованы и не просчитаны.
Нам совсем недавно говорили, что образование должно выполнять заказ: государства, родителей и обучающихся. Про родителей и обучающихся все давно забыли (это ведь они так хотят вернуть шестидневку - а это придётся сделать из-за тех самых новых предметов), а государство полностью запуталось в своих «реформах».
Так чей заказ мы сейчас выполняем? Авторов ФГОС, которых мало кто знает, и которые, по некоторым данным, давно отказались от дальнейшей работы с Министерством из-за искажения идей Стандарта?
Что же предлагает Олег Смолин?
«Необходимо уменьшить объем материалов, добиваясь его более основательного усвоения учениками. Лучше меньше, да лучше»
Идея совершенно здравая и актуальная. Извините за вульгарность, но напихали в программы всё, что можно и нельзя. По многим предметам (география, история, математика, да и русский язык) каждый урок – новая тема! Я не учёный, но «нутром чую», что это неправильно и методически, и дидактически, и ещё как-нибудь.
Если математику дать составить программу по математике, то он и «нагромоздит», потому что считает важным ВСЁ! Программы должны составить большие группы: учёные, педагоги, психологи и т.д. А вот когда содержание будет тщательно отобрано, можно и подумать над набором самих предметов, а не «впихивать» их механически.
«Стоит расширить возможности трудового воспитания, приближая его к воспитанию производственному - уроки, факультативы, практика. Производственное - то, которое осуществляется на основе современных технологий»
Идея хорошая, но где предприятий для практики набраться? У нас очень мало осталось.
«Реализация этих предложений вернет большинству наших школьников радость жизни, возможность читать книги и становиться достойными гражданами своей страны и многосторонне развитыми людьми»
Конечно, чтобы вернуть радость жизни, этого маловато, но с чего-то начинать надо. И заканчивать с сумбуром и формализмом.