Немного о подготовке внедорожника к тяжелому бездорожью.
Подготовка к автомобильной внедорожной поездке – дело долгое и достаточно тяжелое. Понятно, что тот набор вещей, который люди берут с собой в дорогу, обусловлен целью поездки. Например, в экспедицию берут с собой палатки, пропитание и т.д. Однако есть такие вещи, которыми внедорожник должен быть укомплектован постоянно, если он хотя бы изредка используется по прямому назначению.
Обычно водитель возит в багажнике аптечку, огнетушитель, знак аварийной остановки, баллонный ключ и домкрат. Многие возят небольшой набор инструментов. Даже буксировочного троса у многих нет. Чтобы спокойно передвигаться по бездорожью, этот комплект необходимо дополнить.
Речь пойдет о том, что должно постоянно быть с собой, если ваш внедорожник ездит не только по асфальту.
Стандартный набор.
Для начала, рассмотрим “стандартный” набор, который есть в автомобиле. Аптечка должна быть аптечкой. В интернете можно найти много статей о том, чем можно и нужно дополнить штатную автомобильную аптечку, поэтому подробно останавливаться на этом не будем, но укажем, что те готовые аптечки, что продаются в автомагазинах – это вообще не аптечки. Огнетушитель тоже должен быть огнетушителем. Я лично наблюдал случаи, когда загоревшийся после застревания в канаве из-за короткого замыкания внедорожник тушили водой из той же самой канавы. Поэтому не стоит уповать на всякие «хлопушки». Кладем в багажник (а лучше закрепляем на специальном креплении в доступном месте) поверенный огнетушитель емкостью 1,5-2 литра. В 99% случаев его хватит, чтобы потушить пожар в автомобиле на начальной стадии его возникновения. Домкрат для внедорожника можно возить и штатный, однако для снятия и установки колес удобнее пользоваться гидравлическим подкатным домкратом, который желательно держать в гараже. Буксировочный трос в любом внедорожнике также должен быть, причем не тот, что продается в любом автомагазине для пузотерок, а правильный, расчитанный на необходимую нагрузку. Буксировочную стропу имеет смысл дополнить динамической стропой для вытаскивая внедорожника из засады, если в экспедиции 2 и более внедорожника. Отмечу, что одно не заменяет другое. Динамическая стропа не предназначена для буксировки, а буксировочный трос не предназначен для вытаскивания машины из грязи. Таким образом, мы подбираемся к тому, что нужно возить в машине помимо «стандартного» набора.
Дополнительное оборудование.
Для соединения тросов с буксировочными проушинами автомобилей и между собой наиболее удобно использовать «шаклы» – такелажные скобы. С одной стороны, они достаточно быстро и удобно разъединяются, а с другой стороны – достаточно прочные. Рекомендую возить с собой 5-7 такелажных скоб, способных выдержать рывки динамическим тросом. В случае, если на внедорожнике установлена лебедка, в багажнике обязательно должна быть корозащитная стропа. По желанию ее можно дополнить блоком для лебедки – очень полезным приспособлением, позволяющим вдвое увеличить усилие на крюке лебедки при двойном уменьшении рабочего расстояния до опоры. Можно также иметь удлиняющие тросы для лебедки.
В случае, если внедорожник оборудован силовыми бамперами или порогами, имеет смысл укомплектовать его реечным домкратом. При отсутствии силовых элементов, можно купить или изготовить приспособление для того, чтобы поднимать автомобиль за колесо, однако при таком использовании, функциональность «хайджека» несколько снижается. Реечный домкрат должен быть надежно закреплен внутри или снаружи автомобиля. Для этого можно либо использовать специальные крепления для реечных домкратов, либо изготовить крепление самому, крепя домкрат на болты или шпильки за отверстия в рейке.
Главное приспособление для внедорожника – это лопата. Она, как и реечный домкрат, должна быть надежно закреплена. Малая саперная лопатка в случае серьезного застревания поможет вам не больше, чем детский совочек из песочницы. Поэтому рекомендуется иметь в автомобиле полноразмерную штыковую лопату. Наиболее разумное ее расположение – на экспедиционном багажнике – например, вдоль одного из бортов. Часто на экспедиционных багажниках с одной стороны закрепляют «хайджек», а с другой – лопату. В таком положении эти вещи наиболее удобно снимать и устанавливать на свои места, и при этом не приходится разгружать машину.
Во внедорожных приключениях иногда случаются поломки. Поэтому в автомобиле необходимо иметь расширенный набор инструмента. Соберите в автомобиль набор отверток, гаечных ключей (накидных/рожковых), набор головок под гайки с «трещеткой» и удлинителями к ней. Зная особенности вашего внедорожника, вы можете сами решить, какие инструменты необходимы именно вам в автомобиле. Тут же стоит упомянуть, что в автомобиле, особенно отечественного производства, неплохо иметь некоторые запчасти. Набор этих запчастей зависит в первую очередь от конструктивных особенностей автомобиля. Единственное, что стоит уяснить – нет необходимости возить с собой запасной автомобиль в разобранном виде. Достаточно только тех запчастей, которые позволят вам восстановить возможность двигаться при типовых поломках. Например, лично я в УАЗе Патриоте вожу с собой набор датчиков двигателя, необходимых и достаточных для его работы, один набор ступичных подшипников и ремонтный комплект для замены сальника полуоси. Возить с собой, например, промежуточный вал КПП – абсолютно излишне, поскольку произвести капитальный ремонт коробки передач в полевых условиях Вы, скорее всего, не сможете. Таким образом, каждый сам сможет определить, какие запчасти ему возить в своем внедорожнике.
Не лишними в автомобиле будут топор и пила. В лесу вам может понадобиться распилить сухое бревно, чтобы подложить его под колеса, спилить пенек, торчащий на вашем пути, просто нарубить дров. Поэтому топор и пила должны иметься среди тех вещей, которые постоянно с собой у владельца внедорожника. Тут же следует отметить, что в машине должен всегда быть источник огня. На эту роль подойдет обычная газовая зажигалка в бардачке. Спички класть в машину не рекомендуется – они отсыреют. Либо их придется запечатать в герметичный пакет, что гораздо менее удобно по сравнению с зажигалкой.
В заключение, стоит отметить, что все предметы, постоянно находящиеся в автомобиле, должны иметь свое место. Возить их россыпью в багажнике – не лучшая идея. Практически во всех внедорожниках есть специальные места для хранения того, что всегда лежит в автомобиле. Например, в том же самом УАЗе Патриоте есть очень удобные ниши под задним сиденьем, куда можно сложить все более-менее мелкие предметы. Крупные предметы и предметы, к которым должен быть быстрый доступ (лопата, реечный домкрат, аптечка, огнетушитель) лучше всего закрепить на отдельных кронштейнах в подобранных подходящим образом места.