27 января мы отметили 75 лет со дня снятия блокады Ленинграда - одной из самых трагических страниц нашего народа. В Санкт-Петербурге зажгли огонь над Растральными колоннами, в городе был парад, был салют, был свой день победы. Да и не только в Петербурге, но и по всей стране.
Но, конечно, как это сейчас часто бывает, памятная дата не могла обойтись без скандалов. Например, пару дней назад французское агентство "Франс Пресс" назвало торжества по случаю снятия блокады "возмутительным карнавалом". Это дичь, конечно, откровенная, но бог с ними, с французами. Они знают, как сохранить генофонд нации. В 1940 году, напомню, французы, повоевав с Гитлером около месяца, сдались на милость победителя. И им виднее, когда нужно устраивать парад, а когда нет.
Затем отметилась журналистка немецкого издания Suddeutsche Zeitung Зильке Бигальке, назвавшая парад в честь прорыва блокады "неуместным торжеством". Ну кому об этом судить, как не немке?
Но речь сейчас не о французах и немцах, а о наших. Как раз к юбилею снятия блокады, чуть даже раньше, созрел "шедевр" у отечественных кинематографистов. Режиссер Алексей Красовский снял... комедию о блокаде и назвал ее "Праздник". Комедию! О купающейся, как сыр в масле, на фоне всеобщего голода семье ученого, занятого разработкой биологического оружия (а почему не ядерного?). Сюжет - бред, разумеется, историческими фактами там не пахнет. Но черт с ним, с сюжетом. Дело не в этом совершенно.
Как о блокаде Ленинграда можно снимать комедии? Все ли в порядке с головой у человека, затеявшего такую историю? И зачем? Разве событие, которое унесло жизни более 630 тысяч человек, наших сограждан, как-то может соотноситься с таким жанром как комедия? По мнению режиссера Красовского, может. Тема жирующих чиновников, когда вокруг голод, актуальна и тогда, и сейчас. То есть это некое напоминание нам с вами, о том в каком мире и в какой стране мы живем: мы же тоже вынуждены смотреть, как чиновники жируют все больше.
У меня нет никакого пиетета перед чиновниками, и я прекрасно знаю, что сегодня в России разрыв между богатыми и бедными вырос до совершенно неприличного уровня, что о таком понятии как "социальная справедливость" сильные мира сего предпочитают не думать и не говорить. Но при чем тут фильм "Праздник"? При чем тут комедия о блокаде Ленинграда? Вам есть, что сказать о блокаде? Есть факты - пожалуйста! Документальный фильм. Расследование. Но избавьте нас ради бога от фантазий воспаленного мозга.
Я этот фильм, конечно, смотреть не буду. Мне достаточно самого факта его появления, чтобы принять такое решение. А режиссеру и всей съемочной команде рекомендую почитать стихи и прозу Ольги Берггольц, воспоминания блокадников, о том, как было на самом деле. Ну вот хотя бы один отрывок из интервью блокадницы, жительницы Петербурга Галины Куликовой:
"Голод очень быстро вошел в нашу жизнь. Осенью сорок первого трупы на улицах никого не шокировали. Даже мы, дети, привыкли. Когда прилетали фашистские самолеты, у нас с мамой сил не было бежать в бомбоубежище. Мы спускались с пятого этажа на первый и пережидали артобстрел в дверном проеме. Когда в марте сорок второго умерла мама, я не плакала – эмоций не осталось. Тетя Ксения отвела меня в детдом. Этих домов открывалось очень много. Воспитанники, истощенные дистрофией, почти не ходили. Витя Рогожкин – столько лет прошло, а я ни имя его, ни фамилию забыть не могу! – собирал камушки и говорил, что это конфетки. Соломинки и травинки называл макаронами. Наевшись «конфет» и «макарон», он умер".*
Вот такие конфеты и макароны. Вот такой "праздник".
* - цитата пр изданию kp.ru
©Алексей Денисенков
Понравился текст? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал История и истории!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Я был атеистом, но бога просил, чтобы в живых остаться!» Ветеран-танкист оценил фильм «Т-34»
Бегство союзников из Дюнкерка: о чем умолчали в голливудском блокбастере