«Колдун уральский бородатый, Бажов, дарит нам новый сказ.» (Д.Бедный, Мудрый сказ)
27 января родился Павел Петрович Бажов (1879-1950), русский писатель. Интересно, что первое издание сборника уральских сказов «Малахитовая шкатулка» вышло в свет, когда Бажову исполнилось 60 лет. До этого Павел Петрович успел побыть учителем, большевиком-подпольщиком, советским журналистом. Но сейчас он известен именно благодаря уральским сказам. Сказы в изложении Бажова удивительны и загадочны сами по себе, недаром фамилия его происходит от местного слова «бажить» - ворожить.
В тридцатые годы, работая корреспондентом одной из уральских газет, Павел Петрович Бажов приехал как раз в те места, где прошло его детство - Сысерть и Полевское. Здесь, много лет назад, еще мальчишкой слушал Бажов чудесные истории, которые рассказывал ребятам сторож завода дедушка Слышко.
"Костер", №6, 1963 год
Написанные живым языком, с многочисленными вкраплениями характерных старинных слов и оборотов, сказы затягивают, как омут, на дне которого мерцают сокровища. Мы ныряем и погружаемся все глубже и глубже, на последнем дыхании достигаем кульминации, выныриваем. Хватаем ртом воздух, переворачиваем страницу и ... ныряем снова!
Мастерство художников-иллюстраторов делает сказы еще более захватывающими. Такой удивительный симбиоз картинки и текста мы находим в диафильмах.
Самый известный – «Малахитовая шкатулка»
Загадочная история о малахитовой шкатулке с украшениями отцовской работы, превращении Танюшки, дочери мастера, в рукоделицу, трусе и обманщике барине Турчанинове, царице и хозяйке Медной горы.
«Про Танюшку с той поры ни слуху ни духу. Сказывали только, будто Хозяйка Медной горы двоиться стала: сразу двух девиц в малахитовых платьях люди видали.»
Нарисовал этот диафильм Вячеслав Маркин – очень хорошо его рисунки с бажовскими текстами сочетаются.
Самый добрый - «Серебряное копытце»
Зимняя, но теплая, домашняя сказка про сироту Дарёнку, старика-охотника Кокованю, кошку Муренку и волшебного козла.
Серебряное копытце / Бажов П.; Худож. Столяров Р.- Москва : Диафильм, 1969.- 1 дф. (39 кд.)
«У козла того на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем – там и появится дрогой камень. Раз топнет – один камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней»
Нарисовал диафильм художник Ремир Столяров.
Самый жуткий - «Синюшкин колодец»
«Про Синюшку на прииске не раз говаривали. По глухим болотным местам, а то и по старым шахтам набегали люди на Синюшку. Где она сидит, тут и богатство положено. Сживи Синюшку с места – и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев.»
Синюшкин колодец / Бажов П.; Худож. Маркин В.- Москва : Диафильм, 1976.- 1 дф. (50 кд.)
Однако, не все так просто, жадным и злым не дается сокровище, только честным, умелым и отважным.
Этот диафильм нарисовал тоже Вячеслав Маркин.
Очень интересный - «Огневушка-поскакушка»
Это «девчоночка махонькая, вроде кукленки, а живая». А забота у нее – зимой лето делать да честных работничков забавлять.
Огневушка-поскакушка / Бажов П.; Худож. Маркин В.- Москва : Диафильм, 1981.- 1 дф. (42 кд.)
И снова рисунки Вячеслава Маркина.
PS. А порядки с тех времен мало изменились: где Поскакушка ножкой топнула, нашли-таки золото, но «потом, понятно, всех согнали. Барин это место на себя перевел.»
Хотите еще колдовских сказов? Пожалуйста!
В статье Павел Бажов: долгая дорога к сказам можно узнать более подробную биографию Бажова и посмотреть фотографии.