Найти тему

В чём проблема сериала «Возвращение домой»?

Запутанный сюжет, мрачная стилистика, болезненный персонаж Джулии Робертс – у этого мини-сериала были шансы стать знаковым. Однако весьма вероятно, что Homecoming останется проходным явлением современной телеиндустрии.

Источник: imdb.com
Источник: imdb.com

Тревожный трейлер сериала Homecoming запомнился мгновенно. Загадочно выглядели мельчайшие бытовые подробности. «Куда делись рыбки?» – в трейлере пустой аквариум казался то ли сложной метафорой, то ли ключом к разгадке преступления. В действительности, сцена с пустым аквариумом иллюстрирует поверхностность сюжета. Героиня Джулии Робертс не смогла ухаживать за рыбками и отдала их.

События в сериале проходят в двух временных плоскостях: весной 2018-го и в недалеком будущем (середина 2020-х). Между двумя временными пластами произошли загадочные события, о которых зрителю рассказывают в последних двух сериях.

В 2018-м протагонист Хайди Бергман – сотрудник социальной службы «Возвращение домой» и одновременно – старший администратор исследовательского центра в Geist Group. Хайди общается с вернувшимися из Ирака дембелями, чтобы выявить их эмоциональное восприятие пережитого. И параллельно она анализирует, как солдаты реагируют на приём нового лекарства.

В будущем узнать об исследованиях Homecoming пытается агент Министерства обороны Томас Караско (Шей Уигэм) и Хайди, которая по необъяснимой причине ничего не помнит. А босс из химической корпорации (Колин Белфаст, которого великолепно сыграл Бобби Каннавале) путает следы.

Источник: imdb.com
Источник: imdb.com

Завязка получилась интригующей. После первой серии определенно хочется продолжать просмотр, но к середине сезона интерес угасает. Причин несколько. Во-первых, слабое развитие сюжета и неубедительные герои. Создатели сериала не выстроили арки персонажей. Вместо этого они постоянно нагнетают обстановку, к старым неразгаданным загадкам добавляют новые. С таким подходом сериал в одном темпе мог длиться и 20 серий, и три серии. Или даже две серии – можно было сразу перейти к выводам.

Выводы – это вторая проблема «Возвращения домой». В любой истории важен финал, через который авторы озвучивают ценность истории. Вплоть до последнего кадра (алярм: спойлеры!) казалось, что Homecoming – это сюжет разочарования, это трагедия, в которой герой слишком поздно определился с приоритетами в жизни.

Неожиданный финальный кадр, который обусловил открытый финал, создает неоправданно оптимистичное настроение.

Третий фундаментальный промах сценаристов – отсутствие персонажей, которым хочется сопереживать. Что еще хуже, в мире «Возвращения домой» слишком много образов, которые вызывают неприязнь. Основные источники негативных эмоций:

· безжалостные корпорации, которые ставят опыты на людях,
· бездушный госаппарат, которому нет дела до проблем простых людей,
· эгоистичные боссы (и в Geist Group, и в Минобороны),
· конформизм офисных работников.

Даже американское общество представлено в каком-то гипертрофированно-карикатурном образе. Например, старушка в ресторане. Её мельком показывают дважды, чтобы в третий раз показать умершей за обедом. В чём смысл этой сатиры? Обыватели настолько жалкие, что даже не могут достойно умереть?

Источник: imdb.com
Источник: imdb.com

Создатели сериала Homecoming преуспели в проработке визуальной части. Будучи поклонником «Подпольной империи» и «Карточного домика», я всегда с удовольствием рассматриваю детали мрачного мира. Однако и в операторской работе присутствуют, скажем честно, странные решения. Во время съемки «Возвращения домой» активно использовались портативные камеры. Это позволило разнообразить стандартные киношные ракурсы, но вызывает сомнение необходимость отдельных кадров. Например, зачем понадобилось вести съемку из мусорного ведра? Это выглядит, как плохая пародия на финчеровский прием с холодильником.

Конечно, работа актеров в сериале вызывает восхищение. Даже эпизодические персонажи безупречно отыгрывают сцену, что традиционно для современной американской киноиндустрии. Безусловно, сериал понравится поклонникам конспиративных теорий. Ведь в мире Homecoming над отдельным человеком возвышается колосс из государственных и корпоративных институтов. Присутствуют оригинальные находки в съемке и в монтаже. Например, кропнутый кадр в мире будущего, который расширяется по мере того, как персонаж Джулии Робертс реконструирует воспоминания. Однако это почти не влияет на общее негативное впечатление.

Пример сериала «Возвращение домой» наглядно иллюстрирует, что без эмоциональной составляющей сложно сопереживать героям.

Для того чтобы у зрителя возникла эмпатия, следовало добавить совсем немного информации. Чего на самом деле хочет Хайди: любви, карьерного роста, справедливости? К каким результатам (не) приведет расследование агента Караско? Где предел жестокости, на которую способен антагонист? Загадки – это хороший прием, чтобы завлечь зрителя. Но чтобы удержать его внимание, нужно изобразить понятные мотивы, желания и страхи персонажей.