Несмотря на открытие в Ставрополе велошколы, прогноз на развитие велоинфрасруктуры остаётся негативным.
Какие тенденции сложились в 2018 году — вспоминает обозреватель «Большого Ставропольского» Никита Пешков.
Велосипедизация Ставрополя проходит так: на шаг вперёд — шаг назад. Почти весь прошлый год для велосипедистов прошёл нейтрально.
На 50 лет ВЛКСМ продлили специальную дорожку, но она упёрлась в пекарню и загруженный пешеходами участок; по той же улице сделали ямочный ремонт неудачного резинового покрытия велодорожки, но латки вскоре вздулись; на улице Доваторцев по стороне ТЦ «Ставрополь» сделали скаты с бордюров, но обещанную ещё два года назад и уже заложенную веломагистраль построить так и не смогли.
Тема так и варилась бы в собственном соку, если бы не конфликт во втором полугодии.
Запретить нельзя договориться
Сначала знак с чёрным велосипедом в красном круге появился на въездах в парк Победы. Никто не обратил особого внимания, ведь ещё раньше запрет на въезд появился на центральной аллее, но это мало кого останавливало.
Но аналогичные знаки установили на новой пешеходной аллее у Ангела и на Тропе здоровья, которую многие велосипедисты использовали для удобных и безопасных поездок между юго-западным и северо-западным районами города. Тогда решение о запрете поставило их перед выбором: нарушать или ехать по неподготовленной и неудобной улице Кулакова.
О теме заговорили всерьёз, она стала яркой иллюстрацией отношения между велосипедистами, пешеходами и властями. Логика тех, кто принимал решение о запрете, была ясна. Периодически пешеходы жаловались в интернете на «двухколёсных», которые мешают им прогуливаться.
Наверняка подобные заявления направлялись и в административные органы.
Решение проблемы, казалось, на поверхности — надо запретить. О том, чтобы построить комфортный альтернативный путь, речи не шло.
В результате поднялась волна недовольства, проигнорировать которую, казалось, невозможно: «само не улеглось». Администрации города пришлось тушить пожар, но, снимать знаки сразу не стали. Сначала решили поиграть в демократию в миниатюре. На сайте муниципалитета запустили голосование: - Должен ли действовать запрет на езду на велосипедах по «Тропе здоровья», главной аллее парка «Победы» и Александровской площади?.
Вообще, сама по себе идея проводить опрос по любому поводу в данном случае дала сбой. По такой логике у людей надо спрашивать разрешение построить каждую дорогу и соорудить каждый объект инфраструктуры, но так происходит не часто. Возможно, расчёт был на то, что пешеходов — больше, чем велосипедистов. Заручившись их поддержкой, можно было бы устроить показательный отлуп «двухколёсным», которые, якобы, возмущаются вопреки интересам большинства.
Велосипедное сообщество продемонстрировало обычно несвойственную способность к консолидации, и против запретов проголосовало втрое больше респондентов, чем за них.
После короткой кутерьмы знаки на Тропе здоровья сняли. Какое-то время было не ясно, сделано ли это властями или неизвестными самоуправцами, но чёрный велосипед в красном круге не вернулся. Исчез знак и на въезде в парк Победы, а на проспекте у Ангела остался на месте.
Велосипедизация под грифом «Секретно»
Запреты вызвали такой резонанс в обществе, что в дело пришлось вмешаться главе Ставрополя. Андрей Джатдоев встретился с представителями городского велосообщества для обсуждения ситуации в городе. По какому принципу приглашали участников — неизвестно. Беседа проходила без участия прессы за закрытыми дверьми. После — полное молчание на всех информационных волнах. Лишь немного информации в социальных сетях.
- Состоялась встреча с главой города Ставрополя по вопросам развития велоинфраструктуры и велоспорта в городе. Встреча длилась два с половиной часа. Были затронуты все вопросы. При администрации города будет создана рабочая группа по решению поставленных на встрече вопросов. Итог встречи — изменения будут. И будут они положительные. И будут они в обозримом времени, — говорилось на странице Федерации велосипедного спорта Ставрополя.
Что значит «все вопросы» — не ясно. В комментариях администрация группы пояснила, что подробности появятся после того, как группа начнёт работу.
Через какое-то время чуть больше информации удалось получить от некоторых участников разговора.
— Мэр принял радушно, обсуждение проходило в тёплой дружеской обстановке. Сперва глава города проинформировал о своём видении перспектив развития велоинфраструктуры города, об открытии велодорожки на проспекте Российском. Высказал своё отношение к появлению знака на Тропе здоровья. Затем заслушал по очереди всех присутствующих, их предложения по решению вопроса по Тропе здоровья, конкретных предложений, какие улицы и широкие тротуары возможно использовать и переоборудовать для велодорожек и велопешеходных зон, что бы связать все районы города в одну велосеть, — рассказал лидер сообщества «Велокавказ» Александр Скугарев.
Он отметил, что с главой города также обсудили создание велошколы и велоинфраструктуру, был создан план велодорожек в городе.
Руководитель сообщества велотуристов «Велоконтинент» Евгений Гурин встречу описал в целом так же, но в некоторых деталях его видение отличается.
— По моему личному мнению, до сегодняшнего дня ситуация с развитием велоинфраструктуры в нашем городе совсем не менялась, она просто стояла на одном месте. После встречи с главой города появилась надежда на изменения к лучшему. Мы увидели заинтересованность главы города в этом вопросе, — говорит Гурин. — Будем очень надеяться, что это действительно так и в ближайшие годы ситуация будет меняться. В данной сфере достаточно много проблем. Главная проблема в том, что нет стратегии развития велоинфраструктуры в городе хотя бы на ближайшие лет пять.
Ещё один собеседник отказался комментировать встречу и попросил себя не называть.
За словами — дело
Некоторые вопросы по встрече — риторические. Почему её курировал комитет спорта? Почему развитие инфраструктуры обсуждается вкупе с развитием спорта, а не отдельно? Почему большинство участников от велосипедного сообщества представляют спортивные организации (гонщиков, велотуристов, экстремалов)?
Вероятно, что у участников дискуссии пока что не сложилось чёткого понимания, что развитие велоинфраструктуры — это не про спорт и даже не про рекреацию. Это про чистый воздух, избавление от пробок, развитие транспортной сети.
На подобных встречах главные вопросы должны обсуждаться с чиновниками, отвечающими за дороги и городское хозяйство, а задавать их должны простые велосипедисты вместе с архитекторами, урбанистами и дизайнерами. И хорошо бы, чтобы обсуждения такого рода проходили не в полузакрытом формате, ведь это интересно всем горожанам, которые, возможно, хотят высказаться в более широком формате, чем голосование на сайте с двумя односложными вариантами.
Велосипед может быть полезен городу ровно настолько, насколько властям и обществу хватает фантазии и желания его использовать, опыт европейских государств это наглядно показывает.
На что хватило фантазии у Ставрополя?
К концу 2018 года муниципалитет в пресс-релизах заявил три перемены для велосипедистов. Кроме важной спортивной новости — открытия первой за тридцать лет велошколы — анонсы строительства двух велодорожек: на новой очереди Российского проспекта и на улице Космонавтов.
Иными словами, велосипедистам пообещали очередные магистрали без начала и без конца, которые не решают никаких транспортных вопросов, находятся вдали от центра на не загруженных пешеходами путях и при этом не являются частью понятного плана по созданию сети. Похоже, что главные задачи, которые они решат, — украшение отчётов администрации.
Может ли быть, что это ошибка, а будущие велодорожки — часть большого тайного плана?
Хотелось бы верить, но не позволяет ещё один фактор — время. С момента строительства первой велодорожки в городе прошло много лет обсуждений, заявлений, больших и малых велопарадов по поводу и без, которые, якобы, должны были раскачать велотему. Не сложилось.
Скепсис растёт, надежды тают: катаемся по тому, что есть, и надеемся, что хотя бы новых запретов не возникнет.
Текст - Никита Пешков, иллюстрации - Сергей Лычак, фото - Сергей Пархисенко