Ровно 20 лет назад вышел дебютный альбом трио Hi-Fi “Первый контакт” - невероятно изобретательный, эклектичный и прекрасный в своем несовершенстве релиз. ТГ-канал “По фактам” вспоминает о лучшей русскоязычной поп-пластинке 1999 года.
Парадоксальным образом, ни один из участников группы не издал ни звука во время записи “Первого контакта”. То, что вместо Мити Фомина все песни трио исполнял на самом деле композитор и аранжировщик группы Павел Есенин - уже давно секрет Полишинеля (по легенде, музыканту было просто лень мотаться по гастролям). Именно его трепетный и по-детски беззащитный голос можно услышать во всех песнях на “Первом контакте”. И, как мне кажется, поступок Есенина достоин скорее уважения, чем порицания - смазливый и харизматичный человек по собственной воле пожертвовал славой ради того, чтобы можно было сконцентрироваться на творчестве.
После выхода дебютника Hi-Fi мгновенно превратились во флагманов новой русской поп-музыки наряду с такими группами, как Гости из Будущего, Иванушки и Блестящие. Конечно же, “Первый контакт” - неотъемлемая часть того самого “европейского проекта”, зародившегося на отечественной сцене в конце 90-х, о котором недавно писал один музыкальный критик применительно к Земфире и Мумий Троллю (недаром половина песен на “Первом контакте” на английском языке; стоит также напомнить, что треки Hi-Fi наряду с “Ариведерчи” и “Владивостоком 2000” тогда были в горячей ротации только что запустившегося “Нашего радио”).
Как это часто бывало с русской поп-музыкой 90-х годов, ранние Hi-Fi были гораздо интереснее, свободнее и, в конце концов, попросту талантливее своих западных коллег. Возможно, все дело в нехватке опыта и профессионализма - шероховатость и несовершенство песен трио непроизвольным образом придавало им индивидуальности и делало их по-настоящему живыми, в отличие от поставленной на поток пластмассовой продукции зарубежных поп-звезд. Ограниченность в средствах явно вынуждала Есенина экспериментировать. В ранних песнях Hi-Fi отчетливо ощущается эйфория, испытываемая Есениным при написании песен. Очевидно, что им руководили музыкальные и продюсерские амбиции, а отнюдь не просто желание заработать.
Одним из ориентиров для Павла Есенина, как и для Макса Фадеева в 90-е годы, были герои нью-эйджа Enigma, а также teen-поп и модная на тот момент электроника. На основе этой музыки Hi-Fi создавали мечтательные, мелодичные и несколько наивные песни, в которых центральное место зачастую занимали инструментальные проигрыши, а вовсе не припевы - послушайте хотя бы большой хит того времени “Не дано” или “Нить” с его эйфорическим драм-н-бэйсом (сейчас бы эту песню назвали бы арт-попом). Песни Hi-Fi прекрасно дополняли простые и доходчивые философские тексты Эрика Чантурии, повествующие о жестоких от доброты детях и ангелах, танцующих на конце иглы. На Западе давно существует такое явление, как христианский поп - так вот Hi-Fi одна из немногих российских популярных групп, к которой вполне можно применить этот тег.
Павел Есенин совершенно не стеснялся заимствований. Черт его знает, откуда он взял этот семпл с григорианским хоралом в треке “Ты прости” - какая, в конце концов, разница. Данная песня с пронзительными проигрышем на флейте эмоционально насыщеннее и искреннее всего творчества Enigma. Та же история с треком “Childhood”, который, на первый взгляд, звучит как кавер на рождественский хит какого-нибудь популярного в то время бойз-бенда. Но что-то есть в этой песне в хорошем смысле неправильное для стандартной поп-баллады - то ли выкрученный до предела бас, то ли эмбиентные синтезаторные партии в духе Брайана Ино, то ли трогательный акцент Есенина.
На волне популярности Hi-Fi всего через полгода выпустят явно наспех записанный второй альбом “ReПродукция”, состоящий в основном из инструментальных треков и ремиксов (вполне симпатичных). Кроме того, здесь можно найти мрачный антинаркотический хит “Черный ворон” (как и все главные поп-звезды того времени, Hi-Fi не смогли пройти мимо этой темы), а также отчаянный романс “Куба”, в котором Есенин поет под ломаные джангл-биты - эти две песни лучшее, что есть на пластинке.
Затем Hi-Fi запишут еще один большой хит “Глупые люди”, после чего, как и практические все остальные поп-группы своего поколения, с наступлением 00-х годов остепенятся, застесняются фирменного гомоэротического имиджа и откажутся от эклектичного саунда, превратясь в еще одну скучную и ничем не выделяющуюся русскую поп-группу. Зародившийся на российской эстраде во второй половине 90-х пресловутый “европейский проект” прожил яркую, но недолгую жизнь.
Оценка: 8,5/10
Оценка: 7/10