Бизнес-школы учат своих студентов, как быть лидерами с 9.00 до 18.00, но современные молодые люди стремятся к лидерству не только в рабочее время. И самое сложное здесь — управлять собой.
Про кризис делового образования только на моей памяти говорят уже лет 15: бизнес-школы консервативны, инертны, профессора учат знанию, которое устарело уже на тот момент, когда они его дают, выключить себя из жизни на год, а уж тем более на два в современном ритме жизни почти невозможно. И прочее — очень много претензий. Бизнес-школы все это время вяло отбивались, как-то пытаясь отвечать на критику. Например, запустили курсы, которые назвали для красоты «мини-МВА» — вроде как не надо забрасывать на год жизнь, а вроде как и МВА. Худо-бедно стали запускать онлайн. Но вообще ничего особо не поменялось. И не изменилось бы долго. Но вот теперь изменится минимум по двум серьезным причинам. Во-первых, люди, для которых так называемые брендовые школы были пропуском на следующую ступень карьеры и которые могли сколько угодно критиковать, но все равно шли в Стэнфорд, Гарвард и Уортон, кончаются. Им всем больше 45 лет, и они уже не определяют будущее. А во-вторых, компании, для которых наличие диплома МВА было принципиально важным, уже не непререкаемые лидеры.
Кто у нас самые дорогие корпорации? Скучно повторяться — можете самостоятельно проштудировать индексы. Amazon, Apple, Google. Кто самые многообещающие единороги? Uber, Tesla, WeWork. Так вот сложим «во-первых» и «во-вторых», пусть это и примитивно, и что получим — сегодня человек совершенно необязательно должен быть вообще с дипломом, его руководство это теперь не особо волнует. Даже если он топ-менеджер, даже если он СЕО, даже если он основатель бизнеса.
Кейс Стива Джобса, который ушел из Стэнфорда, раньше был мемом (мол, Стив — гений, немного даже сумасшедший наподобие Пикассо, что с него взять), а сейчас это вообще норма. Молодой Цукерберг вот только недавно закончил Гарвард и это скорее уже было ритуальное окончание. Это не значит, конечно, что бизнес-образование (ужасное слово, кстати) не нужно — но это значит, что в новой экономике оно нужно не совсем такое, а иногда и совсем не такое. Бизнес-школы стараются, нельзя совсем не отдать им должное. Но не особо успевают.
Поэтому постепенно появляются совсем новые школы — а может, их надо звать как-то иначе, пока неясно. Скажем, Singularity University и 42 в Кремниевой долине, THNK и Hyper Island — в Европе. Что там такого происходит особенного? А знаете, кто еще включился в процесс? Технологические корпорации. Вот, скажем, Google. Корпорация привозит для своих сотрудников лучших ученых, мыслителей и тренеров — хоть обучать, по-настоящему осознанности там учил самый, наверное, известный специалист в этом от науки профессор Джон Кабат-Зинн, хоть воодушевлять в формате edutainment, скажем, не так давно в компании выступал уже без всяких прикрас суперзвезда Юваль Ной Харари. Кстати, гугловский канал Talks at Google в YouTube по составу спикеров вполне даст равный бой TED. Сложно даже наверняка сказать, сколько образовательных проектов для сотрудников функционирует внутри компании — мы знаем только про известные типа Search Inside Yourself экс-инженера, а теперь популярного публициста и тренера по медитации Чеда Менг-Тана. И это только Google — а визионерски настроенных лидеров в Калифорнии хватает.
Продолжение на сайте «PLATFORMA.MEDIA»