Найти тему
Арт с котом

Забытый художник Кирилл Лемох (а в конце будут котики)

Оглавление

Учитель царских детей и бунтарь в живописи

Кирилл Лемох. Выздоравливающая. 1889
Кирилл Лемох. Выздоравливающая. 1889

Вы наверняка слышали о Бунте четырнадцати: в 1863-м году 14 лучших студентов Академии Художеств во главе с Иваном Крамским отказались участвовать в конкурсе на золотую медаль и вышли из состава Академии. Им не нравилось, какие картины там учат писать (и ожидают видеть на конкурсе) - набившие оскомину религиозные и мифологические сюжеты, вылизанный академизм. Эти молодые люди хотели изображать настоящую жизнь - в искусстве им был близок реализм. Так вот, среди этих четырнадцати бунтарей был и наш герой - Кирилл Лемох.

Кирилл Лемох. Портрет матери художника Крамского за вязанием
Кирилл Лемох. Портрет матери художника Крамского за вязанием

Забавно, что со временем бунтарь Лемох станет учителем рисования и живописи у детей императора Александра III, в том числе будет учить держать кисть и цесаревича, великого князя Николая Александровича - будущего императора Николая II.

Картины Кирилла Лемоха «Портрет великого князя Михаила Александровича в Классной комнате» (1890-е) и «За чтением. Портрет Великого Князя Сергея Александровича (1857–1905)» (1886).
Картины Кирилла Лемоха «Портрет великого князя Михаила Александровича в Классной комнате» (1890-е) и «За чтением. Портрет Великого Князя Сергея Александровича (1857–1905)» (1886).

Одной из учениц Лемоха была Великая княгиня Ольга Александровна Романова - дочка Александра III . Она выжила во время революции, бежала в Европу - и долгое время зарабатывала на жизнь своими акварелями. Вот несколько её работ:

Работы Ольги Романовой, одним из учителей которой был Кирилл Лемох.
Работы Ольги Романовой, одним из учителей которой был Кирилл Лемох.

Лемох никогда не будет бедствовать - приближенные к царской семье будут покупать его картины, а самому художнику назначат пожизненную государственную пенсию. А ещё Лемох будет работать хранителем в Музее Александра III (сейчас - Русский музей).

Но и с однокашниками-реалистами Лемох был близок всю жизнь: не просто был в числе передвижников, но вёл кассу Товарищества передвижных выставок: все ему доверяли. Дело было и личных качествах Лемоха. И в происхождении - он немец, а немецкая тщательность в делах всегда ценилась.

"Где болтались?"
"Где болтались?"

Кирилл Викентьевич Лемох родился 7 (19) июня 1841 года в Москве, в семье преподавателя музыки, обрусевшего немца. При рождении родители назвали его Карл - это уже при царском дворе его переименовали в Кирилла. Трудностей на пути к профессии живописца у него не было - закончил Московское училище ваяния и зодчества, поступил в Академию художеств в Петербурге. Быстро начал зарабатывать на жизнь, преподавая живопись детям из аристократических семей.

Слева направо картины Кирилла Лемоха: "Нищенка", "Две крестьянские девочки", "Крестьянский мальчик".
Слева направо картины Кирилла Лемоха: "Нищенка", "Две крестьянские девочки", "Крестьянский мальчик".

Посмотрим, какие картины предпочитал писать Лемох.

Варька. 1893
Варька. 1893

Румяную Варьку Лемох написал со своей единственной дочки Вареньки. У художника была дача с мастерской в подмосковном селе Ховрино - Варенька играла с местными ребятишками, многие из них стали героями лемоховских картин.

Варвара Лемох вышла замуж за сына химика Дмитрия Менделеева - Владимира, но рано овдовела. Когда умер трёхлетний сын Варвары, дед-художник в память о единственном внуке пожертвовал деньги на открытие в селе Ховрино церковно-приходской школы.

Слева направо картины Лемоха: "Девочки", "Мальчик с собакой", "Молодые картёжники.
Слева направо картины Лемоха: "Девочки", "Мальчик с собакой", "Молодые картёжники.
Слева направо: "Девушка на гумне", "Девочка, кормящая кур", "Девочка с цветами".
Слева направо: "Девушка на гумне", "Девочка, кормящая кур", "Девочка с цветами".

Интересные воспоминания о художнике Лемохе оставил его младший коллега - художник Яков Минченков

Вот что пишет Минченков о жизни и работе Кирилла Лемоха в деревне Ховрино:

Летом Лемох жил под Москвой недалеко от села Ховрино на собственной дачке, стоявшей в тени среди маленькой рощицы. Тут же отдельно, в небольшом срубе, похожем на крестьянскую избу, - его мастерская. Сюда приходили натурщики из деревни, когда он писал картины из крестьянской жизни. Всех крестьян в деревне он знал и почти всем помогал деньгами или подарками. Вырыл для деревни колодец, чтобы не пили из грязного ручья, строил избы погорельцам, давал деньги на разные семейные нужды.
Пишет Лемох с девочки этюд и спрашивает свою натурщицу, что в ее доме едят и пьют ли молоко. Девочка отвечает, что молока не пьют, так как нет коровы. Кирилл Викентьевич идет на воскресную ярмарку в ближайшее село, выбирает корову, платит за нее, велит отвести корову в деревню и передать ее матери девочки, с которой вел разговор. Получилась трогательная картина: продавец передает корову крестьянке, а та не берет ее, так как не покупала, и у мужа денег нет. Недоразумение, наконец, выяснилось, крестьянка узнает, что корову прислал добрый Лемох, и, счастливая, со слезами на глазах, отводит корову в хлев.
Пригородные крестьяне, испорченные городом, барством, притеснениями и подачками, нищетой и случайными легкими заработками, постоянно надували своего благодетеля. Особенно отличался этим Иван, сторож дачи Лемоха, живший в ближайшей деревне.   Несмотря на то, что он аккуратно получал свое жалованье, Иван зимой писал Лемоху слезные жалобы на свои несчастья и просил денег. Поводы для просьб были разнообразные: то телка пала, то крыша в избе завалилась, то жена родить собирается, то, наконец, родила и будто бы даже двойню, а через месяц-два опять собирается рожать.   Лемох, тайком от семьи, которая не особенно разделяла его взгляды, посылал деньги Ивану, не удивляясь даже особенным способностям жены его к деторождению.   Иван пропивал деньги и снова клеветал на телку, жену и ждал новой присылки денег.
Крестьянский дворик. 1874
Крестьянский дворик. 1874

А вот воспоминания Минченкова о характере художника Лемоха:

Более деликатного человека, чем Лемох, я не встречал за всю свою жизнь. Ни одного резкого слова, ни одной враждебной к кому бы то ни было мысли. Была ли у него врожденной эта черта, или она явилась следствием долгого его пребывания при дворе, где он преподавал рисование князьям, - сказать трудно.
Все знали, что с Лемохом нельзя было говорить о политике, об общественных непорядках, так как он требовал только личного совершенствования и "неосуждения брата своего".   Ни на кого Лемох не сердился и никого не винил. Весь свет хорош - и бедные и богатые. Богачи должны помогать бедным, и от этого будет еще лучше.

Лето (С поздравленьями)
Лето (С поздравленьями)

Минченков рассказывает и о болезненной мнительности Лемоха - в этой части воспоминаний наш герой выглядит комично, хотя самому ему, конечно, было непросто жить со своими страхами:

Существование Лемоха сильно отравляла его мнительность, опасение всяких случайностей, от которых он укрывался в футляр. Он, как и чеховский герой, рассуждал: "Вот живешь-живешь, а вдруг - трах, и случится". "Что же, собственно, может случиться?" - задавали ему вопрос. "Как что? Да все, что хотите, - говорил Лемох. - Разве вы не читали, как кто-то шел по Морской и вдруг размокший от дождей карниз отвалился и едва не убил прохожего". И в сырую погоду он не ходил по тротуару, а скользил посреди улицы.   Можно было взять извозчика, но в газетах сообщалось про случаи заражения сапом от лошадей, да к тому же на извозчиках полиция отвозит больных, и здесь можно заразиться, поэтому избегал он и извозчиков.
...И, наконец, случилось: он убедился, что заболел чумой. Для него стало ясно, что конец неизбежен. Оставалось обдумать завещание, чтоб никого не обидеть, и ждать смерти.   Дело было так: картина Лемоха была на выставке передвижников в Одессе. Вдруг он читает, что там произошел случай бубонной чумы. Итак - в Одессе чума, и там же его картина.   Под каким-то благовидным предлогом он выписывает картину обратно, дезинфицирует ее карболкой и одеколоном и сам вешает на стену. Но тут произошел роковой случай: картина сорвалась и слегка ударила его по шее. Появилась краснота и опухоль. День, два, три - опухоль не проходит и краснота тоже. Лемох идет к другу доктору: "Скажите, какие симптомы чумы?" - "А вам для чего это понадобилось знать?" -удивляется доктор. -"Да, так, вообще..." - "Ну, появляется опухоль". - "И может на шее?" - "И на шее". - "И краснота?" - "Ну, пусть и краснота, вам-то не все равно?" Но Лемоху было далеко не все равно. Одесса, чума, удар от картины, зараженной в чумном городе, опухоль и краснота! "Прощайте, дорогой друг, - говорит он доктору. - Прошу меня не провожать и не прикасаться ко мне - я зачумлен".   И только через неделю, когда прошла опухоль, удалось убедить Лемоха, что опасность миновала и ему уже ничего не угрожает.  
Все старики-питерцы, а Лемох особенно, принимали различные снадобья для предупреждения разных заболеваний и приближающихся старческих немочей. Верили в мечниковскую простоквашу, аккуратно ее ели, глотали льняное семя, и, если вы встречались с Лемохом, он прежде всего задавал вопрос: "Не находите ли вы, что льняное семя, безусловно, самое верное средство для поддержания организма? Не правда ли, я выгляжу значительно лучше, чем в прошлом году?"
Фото Кирилла Лемоха
Фото Кирилла Лемоха

Ещё одна прелюбопытнейшая история от Минченкова - о том, что великий маринист Айвазовский был ещё и отличным маркетологом, а Лемох помогал ему в продвижении:

Рядом с мастерской Айвазовского была комната, где Лемох с товарищем при помощи губки покрывали лист ватманской бумаги разведенной тушью или сепией. На бумаге образовывались пятна неопределенных очертаний. Тогда Айвазовский резал бумагу на небольшие кусочки, подрисовывал пятна, и получались морские пейзажики с тучами и волнами. Такие произведения, вставленные в рамки, он преподносил каждому важному лицу, посетившему его мастерскую. А "лицо", польщенное вниманием художника, считало долгом приобрести потом у Айвазовского какую-либо картину за сотни, а иногда и за тысячи рублей.

Но вернёмся к живописи Кирилла Лемоха

Слева направо: "Несчастный мальчик", "Крестьянская девочка", "Будущий слесарь".
Слева направо: "Несчастный мальчик", "Крестьянская девочка", "Будущий слесарь".

Дети стали центральной темой в творчестве Лемоха. Они пишет их даже тот момент, когда они только появляются на свет.

Новый член семьи. 1880-е
Новый член семьи. 1880-е
Новое знакомство. 1885
Новое знакомство. 1885
Родительская радость
Родительская радость
Дети
Дети

Невесёлые жизненные ситуации Лемох изображает тоже с участием детей:

Картины Кирилла Лемоха "Без кормильца" и "Пьяный муж".
Картины Кирилла Лемоха "Без кормильца" и "Пьяный муж".

Художники-передвижники, к которым относился и Лемох, стремились писать неприукрашенную правду жизни, показывать язвы общества. Лемох, с одной стороны, тоже выбирает болезненные темы: показывает дом пьяницы или семейство, лишившееся отца. Но в то же время он склонен к сентиментальности и стремится прежде всего дать зрителю возможность полюбоваться крестьянским бытом, "делает красиво". Иногда в ущерб правдоподобию. Например, ветхое тряпье в крестьянских интерьерах на картинах Лемоха порой висит так изящно, будто это бархатные драпировки, на фоне которых будет писаться парадный портрет.

Или взгляните на эту нарядную молодую мать у колыбели хворающего младенца. В такой позе на берегу реки могла бы горевать о несчастной любви какая-нибудь принцесса.

У люльки (Больное дитя)
У люльки (Больное дитя)
Картины Кирилла Лемоха поражают тщательно выписанными деталями (можно рассмотреть каждую заплатку, каждую соринку на полу), но при этом они всегда небольшие по размеру - около полуметра в ширину.

А теперь обещанные котики!

Упрёк. Эта работа Лемоха осталась незаконченной.
Упрёк. Эта работа Лемоха осталась незаконченной.
Утро в швейцарской. 1874.  40,5 х 51,5 см. Третьяковская галерея
Утро в швейцарской. 1874. 40,5 х 51,5 см. Третьяковская галерея

Умер художник 24 февраля 1910 года в Санкт-Петербурге. Картины Кирилла Лемоха есть в Третьяковке и Русском музее, также их можно встретить во множестве региональных музеев - и не только российских, но и по всему бывшему Союзу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ материалы о других забытых художниках (котики будут во всех!): Иван Пелевин, Валериан Яблочкин, Иван Куликов, Иван Горюшкин-Сорокопудов, Иван Горохов.