Семейные хроники
Вера Чумакова
С войны принято возвращаться с трофеями. И наши два бойца Советской Армии вернулись не с пустыми руками. Мама привезла два платьица – крепдешиновое салатного цвета и черное из панбархата, а деда – картину маслом.
Мамкины платья я очень любила. Когда она надевала одно из них и шла со мной на прогулку в парк, мне казалось, что все обращают на нас внимание. Уж очень они ей были к лицу.
Мама берегла эти платья, одевала только по праздникам и «на выход». Их качество было настолько высоко, что они успешно «дожили» до семидесятых годов и перешли ко мне. И щеголяла я в них с гордо поднятой головой. И выглядели они, несмотря на возраст, очень модными, современными и совсем как новые. А как мне завидовали подруги. Так что мамины трофеи даже мне доставили радость и счастье.
Иное дело картина. О ней разговор особый. Сколько себя помню, эта мазня маслом висела у нас в передней комнате. Размеры ее были внушительны.
Картину обрамляла огромная багетовая рама, а от пыли защищало толстенное стекло. Это массивное великолепие держалась низом на двух здоровенных гвоздях, а к третьему привязывалось веревкой, больше похожей на канат.
Два раза в год ее снимали, протирали раму и отмывали стекло.
К слову сказать, мама была отменной чистюлей, и помимо каждодневных уборок устраивала две генеральные – под Новый Год и Пасху.
Какой-то неизвестный художник запечатлел на этой картине букет с цветами. Цветов было семь: четыре темно-бордовые розы и три белоснежных калины. Стояли они в небольшой вазочке. И вся эта красота раздражала меня неимоверно. Написана картина была так неумело, по-детски неуверенно и просто бездарно, что хотелось взять ее и сжечь. А иногда мне казалось, что эта махина рухнет вниз и кого-нибудь придавит. Но на это с позволения сказать «произведение искусства» было наложено табу, и мне приходилось ее терпеть.
Почему она так дорога деду? С таким вопросом я часто на него наседала, но он или отмалчивался, или уходил от ответа. Но когда я подросла, он поведал мне историю этого творения.
Советская Армия с упорными боями вошла в Германию и медленно, но настойчиво продвигалась к Берлину. В каком-то маленьком немецком городке, название которого дед не запомнил, бойцы спустились в подвал для зачистки. В одно из помещений тусклый свет проникал сквозь маленькое оконце. Здесь дед увидел пацана лет пятнадцати. Одной рукой он прижимал к груди свернутую в тубу картину, написанную на картонке, и коробку с красками, а в другой держал пистолет. Он целил себе в висок, но нажать на спусковой крючок не решался, и плакал.
- Что ты делаешь, малец, - сказал дед и отобрал у пацана оружие.
Тот прижался к дедовому плечу и завыл в голос. Сквозь истерику повторял: «Danke». За что благодарил? Да кто его знает. Немчура.
Дед вывел малого из подвала, подвел к солдатской кухне, которая удивительным образом поспела за наступающими бойцами.
Кашевар навалил в миску каши и протянул мальчишке. Немчик принялся жадно есть, устроившись рядом с такими же мальчишками. Они, как загнанные зверьки, в страхе косились по сторонам и уплетали кашу.
- Надо ж как изголодались, - сочувствовал дед, - ну кормитесь, кормитесь…
Он собрался было уходить, но пацаненок отложил в сторону миску с едой, подошел к деду и вручил ему свою картину, которую прижимал к груди как самое ценное. Дед взял подарок и удивленно произнес:
- А немчура-то может быть благодарной.
Война еще не закончилась, дед продолжал воевать и бережно хранил подарок. И домой его привез, и в красивую раму определил, на стену повесил. Как память о пережитом.
Пока дед был жив, была «жива» и картина. После его смерти аккурат на сороковой день она неожиданно упала и разбилась. Мы были рады, что никого не придавала. А я так радовалась больше всех: рама, стекло и сама картина, написанная маслом по картону, не подлежали восстановлению. Почти за сорок лет картон истлел, а при падении битые стекла располосовали эту «красоту». А может картина просто не захотела «жить» без деда?! Вопрос, конечно, интересный, но кто на него даст ответ?
Мой канал называется Жизнь под солнцем. Статьи в нем интересны и разнообразны. В нем о жизни во всех ее проявлениях.
Подписывайтесь!