Самые невероятные строительные подвиги прошлого всегда связывают с далекими южными странами и первыми цивилизациями, которые тысячелетия назад возникли на тех далеких берегах.
Но на севере России, в центре ее бывшей столицы, на Сенатской площади Санкт-Петербурга возвышается постамент, который вплоть до его доставки сюда из Лахты в сентябре 1770 года был гранитным мегалитом «Гром-камень».
Мегалитом, входившим, без преувеличения, в первую пятерку самых массивных каменных монолитов, когда-либо обработанных и предназначавшихся к перемещению людьми (т. е. без помощи механических двигателей, только за счет физической силы человека). Речь о незаконченном Асуанском обелиске (41,9 м * 4,19 * 4,19 м, масса около 1300 ... 1400 тонн), о самом большом из баальбекских мегалитов в Баальбеке, Ливан (видимо, это недавно раскопанный 19,6-метровый Третий баальбекский камень, массу которого не слишком надежно оценивают как 1500 тонн), о Втором баальбекском камне (ориентировочные габариты 20*4,5*4,5 м, масса приблизительно 1100 тонн) и о 20,76-метровом Камне Юга массой около 1050 тонн.
Изюминка ситуации в том, что из них только Гром-Камень был успешно перемещен на место установки, в то время как работы над почти полностью обработанным, но еще не отделенным снизу Асуанским обелиском ваятелям фараона пришлось прекратить из-за слишком поздно проявившей себя трещины. Все упомянутые баальбекские мегалиты тоже почему-то бросили в карьере на диво потомкам, так и не отделив их от известнякового массива.
Лахта – это прибрежный район на современной северо-западной окраине Петербурга, где сейчас возвышается самый высокий в Европе небоскреб «Лахта-центр». В этой местности, возле давно исчезнувшей деревеньки «Конная Лахта», в точке, где сейчас Петровский пруд (образовался на месте выемки Камня), в начале сентября 1768 г. по подсказке крестьянина С. Вишнякова и обнаружили наконец-то расколотый отчасти когда-то ударом молнии (отсюда – народное название «Гром-Камень») огромный, глубоко погрузившийся в почву гранитный валун подходящего цвета и размеров. Ледник притащил его сюда примерно 11 тысяч лет назад.
Эпопея с Гром-Камнем – это более чем обширная тема, требующая от историков, технарей и всех, кого она не оставляет равнодушной, еще многих дополнительных документальных и инженерных уточнений. Далее – только о самых примечательных моментах этого начатого по повелению императрицы Екатерины Второй предприятия.
Интереснее всего вопрос о реальной массе этого мегалита на тех или иных этапах процесса многомесячной транспортировки. Дело в том, что даже на передвигающемся камне, чтобы не терять времени понапрасну, каменотесы продолжали доработку его исходных контуров. Кроме того, как отмечал автор будущего конного памятника Э.М. Фальконе, до начала транспортировки (на месте находки) с Камня было сколото до 800 тонн ненужного материала.
Габаритные размеры этого уже готового к транспортировке объекта неправильной формы (без отколотых молнией кусков) оценили как 13,5 м * 6,7 м * 8,2 м, вес – как примерно 100 000 пудов, т.е. 1600 тонн.
Примечание Мернесета: Если же исходить из имеющихся рисунков и картин (они дают высоту не 8,2, а примерно 7,4 м), и учесть конкретные особенности формы, то получается, что сам Гром-Камень (без двух его отколотых кусков) весит приблизительно 1230 тонн. Более крупный отколотый кусок – около 110 тонн, меньший кусок – около 50 тонн. Всю эту тяжесть тащили совместно. То есть в реальности, если не учитывать вес движущихся массивных дубовых «саней», полусотни человек на борту и т.д. (что добавляет сущую мелочь, еще чуть больше десятка тонн) это составило 1390 тонн ( 84 860 пудов).
В конкурсе предложений способов транспортировки в Контору строений поступило множество версий «машины» для перевозки (бревна, ролики, железные катки и т.д.). Победил проект капитана Марина Карбури (он же – Маривос Карбурис). Из вариантов возможного технического решения была выбрана идея шарикоподшипника (линейного, а также, для маневрирования по курсу, привычного нам сейчас шарикоподшипника кругового вращения). Не обошлось без слухов о том, что «сей хитрый грек» Карбури просто присвоил себе (за малую плату или бесплатно – в этом тоже нет определенности) проект, разработанный слесарем по фамилии Фюгнер. Подобное часто может случаться по пути продвижении талантливых идей «снизу» «наверх», из социальных или профессиональных «низов» в обладающие властью или иными возможностями «верхи».
Рисунки из материалов проекта перевозки Гром-Камня
(из книги М. Карбури «Памятник во славу Петра Великого ...», 1778 г.):
В отчетах говорится о 30 таких шарах, из современных прочностных расчетов следует, что их должно быть около четырех десятков (или больше). Примененные поначалу железные шары (пушечные ядра) «были раздавлены как ореховая скорлупа». Что очень странно: железные шары должны быть прочнее бронзовых – если только речь не идет об очень хрупком или/и уж очень некачественно отлитом чугуне.
Точных сведений о материале (кроме как «железные винты с медными гнездами») и размерах не нашлось, но если верить отчету о работах с Гром-Камнем, он мог приподнимать чуть больше 100 тонн (лучше бы, конечно, знать конкретные исходные данные и прикинуть, на что на самом деле был способен такой домкрат - задача для второкурсника любого нынешнего технического института).
Из рассказа современника работ:
« ... Перестановка скалы с места на бревна с желобами производилась с помощью двенадцати колоссальных винтов, из которых каждый поднимал до 6300 пудов. С небольшим усилием подняли скалу на этих винтах, тотчас убрали прежние леса и подвели бревна с желобами. »
Без этих незаменимых устройств невозможно что-либо разместить под мегалитом, т.е. он так и останется придавленным к земле своим чудовищным весом. Применение опор, уменьшающих трение при движении, будет невозможно. А для незатейливого волочения этой туши потребуется не менее 900 тонн тяги.
Если эти 12 домкратов и в самом деле совместно полностью отрывали мегалит от земли, и современник событий прав в том, что возможности домкрата не превышали 6300 пудов, то это значит, что Камень с 2 кусками весил примерно 1200 тонн. Похоже, что на самом деле каждый домкрат мог без проблем поднимать не менее 7200 пудов (118 тонн).
Забросить между делом вручную наверх, на скалу, и аккуратно уложить эти отколотые куски, сначала 50, потом 110 тонн, а затем даже не упоминать о такой ерунде – это впечатляет даже сегодня.
Камень предполагалось приподнимать и опускать с помощью тех же винтовых домкратов, как и при установке на сани с бронзовыми шарами. И это, судя по траектории транспортировки от Конской Лахты до залива, у них получалось более чем эффективно и эффектно.
- - -
(*) – иллюстрация из интернета
Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх). И – подписывайтесь на канал.