НАВИГАТОР ПО КАНАЛУ >>
#кшд - чтение в ритме ребёнка
Вопрос «Как вы готовите ребенка к буквам и букварю?» многих ставит в тупик. Многие в качестве подготовки называют «знакомство с буквами». Но буквы – это последнее, с чем надо знакомить ребенка на предварительном этапе.
ПОЧЕМУ?
Открываем современные исследования по нейрофизиологии и смотрим, как случается чтение.
В чтении участвуют отделы головного мозга, которые:
1. распознают звуки в речи;
2. выстраивают грамматические конструкции;
3. выстраивают логические последовательности;
4. отвечают за связную речь;
5. определяют смысл высказанной речи;
6. отвечают за ориентацию в пространстве;
7. отвечают за соотношение изображения и звука…и многое другое.
Все эти пункты и есть то, что мы развиваем, готовясь к чтению.
"ВАЖНО ЛИ ЭТО?"
ОЧЕНЬ!
Каждый пункт определяет легкое, естественное чтение. Если какого-то навыка нет, с чтением возникают проблемы.
Посмотрите на фотографию. Так формируется чтение, согласно исследованиям нейрофизиологов.
Если мы построим мощный фундамент, само изучение букв, письмо и чтение для ребенка будут просты и естественны.
То есть ПОДГОТОВКА К БУКВАМ И БУКВАРЮ строится так:
1. Мы развиваем фонематический слух: много играем со звуками речи. Это блок "Звуковые игры".
2. Мы много читаем ребенку. Как подбирать подходящие книги, мы рассказываем в курсе "Сбалансированная библиотека".
3. Мы много работаем над развитием рук. Руки напрямую связаны с чтением, письмом и навыками обучения. Это блок «Развитие моторики».
4. Мы много беседуем, рассказываем истории, играем со словами, предложениями. Это блок «Развитие речи».
5. Мы занимаемся музыкой, стихами, развиваем литературные способности детей.
Все это важнейшая часть жизни дошкольника.
Наша родительская задача - обратить внимание именно на эти стороны жизни ребенка, а не на буквы.Только после этого мы приступаем к изучению букв.
"А ЕСЛИ РЕБЕНОК ИНТЕРЕСУЕТСЯ БУКВАМИ?"
В тот момент, когда ребенок интересуется буквами, он еще не хочет читать в нашем взрослом понимании.
Он развивает отделы мозга, которые отвечают за соотношение звука и графического изображения. Буквами дети часто интересуются в возрасте 3-3,5 лет, а естественным образом читать начнут только ближе к шести.
Перед тем как приступать к буквам, ПРОВЕРЬТЕ, насколько ребенок может выделить звуки в речи с помощью простой игры.
"БУКВЫ ВЫУЧИЛИ, ПЕРЕХОДИМ К КНИГАМ?"
НЕТ.
Первое, что хотят делать дети, выучив буквы, - выкладывать слова и послания.
Современные исследования нейрофизиологов подтверждают то, что составлять слова и послания, еще не читая их, дети, как правило, начинают раньше, чем полноценно читать. В тот момент, когда ребенок начал писать буквами слова «мама» и прочее, он еще не готов читать. Но зато такие послания – показатель того, что ребенок различает звуки в речи, соотносит буквы со звуками, может выразить СВОЮ мысль.
"КАК ПОНЯТЬ: ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ЧТЕНИЮ?"
При правильном выстраивании процесса, если с ребенком много занимались играми первой и второй ступени, дети начинают читать сами СПОНТАННО.
Сначала технически.
То есть они читают много отдельных слов, фраз, часто не понимая того, что они читают. В этот момент не надо детей стимулировать «понимать». Их задача на этом этапе – освоить технический навык, научиться соединять связки звук-буква в слова.
Примерно к 5,5-6 годам (иногда и позже) дети созревают к чтению с пониманием и тогда уже сами хотят читать книги. Хотя каждый ребенок индивидуален и у каждого есть свои особенности, Наша первая задача – построить прочный фундамент – нижнюю ступень пирамиды. Чем она крепче, тем легче будет ребенку читать и писать. На это и стоит направлять внимание любому родителю.
Буквари и буквы можно со спокойной совестью отложить. Выучить буквы и научиться читать очень просто, когда мозг к этому готов.
Оксана Левченко,
основатель клуба "Книжный шкаф детям",
филолог, педагог, Монтессори-педагог, переводчик
Не забудьте ПОДПИСАТЬСЯ!