Найти тему

Из прошлого – с любовью!

Век всеобщей телефонизации и компьютеризации напрочь уничтожил эпистолярный жанр. А жаль!

Нет, конечно, мы и сейчас строчим друг другу весточки, обмениваемся селфи, сообщая где были, что видели или употребили на обед, кого только что повстречали. Обмен информацией стал намного оперативнее. Но вот пройдет лет этак десять или двадцать… Сможем ли мы перечитать эти послания, пересмотреть фото?

А вы помните, сколько писем и открыток приходило в наши почтовые ящики накануне всевозможных праздников – 8 Марта, 1 и 9 Мая и особенно – на Новый год?

За месяц до народных гуляний, а то и раньше граждане атаковали киоски Союзпечати, в ажиотаже пачками скупая художественно оформленные почтовые карточки. Желательно – в праздничных конвертах, на которые надо было еще наклеить марки.

Традиция поздравлять друг друга посредством открыток в нашей стране зародилась еще до революции, а после нее была признана буржуазным пережитком и запрещена советской властью. Но в Великую Отечественную наши солдаты-победители стали слать на Родину весточки из освобождаемой Европы, и многие пользовались именно красивыми почтовыми карточками, в том числе новогодними, рождественскими. И после войны традиция таких вот поздравлений получила второе рождение. На первых открытках были изображены в основном счастливые мамы с краснощекими малышами, виды заснеженного Московского Кремля, потом появились Дед Мороз и Снегурочка.

Поначалу новогодние открытки были совсем простенькими, отпечатанными на скромных картонках, а в 1970–1980 годы стали выпускаться складные, высокохудожественные, на лощеной бумаге, обильно украшенные серебряными и золотыми виньетками и надписями.

В жестяной коробочке тулячки Ксении Щеголевой хранится маленькое сокровище – стопочка открыток ее родственников, датированных в основном 1975–1985 годами. Не такая уж глубокая, казалось бы, старина, но все же интересно, как поздравляли друг друга люди, что желали в новом году.

«Дорогой Славик! Мирного неба, побольше улыбок и здоровья тебе в Новом, олимпийском 1980 году! Долгих лет жизни и успехов в труде! Пусть сбудутся твои самые светлые и добрые мечты! Мама». А вот щедрая старенькая тетушка Людмила Николаевна тому же 27-летнему Славику в 1982-м, помимо прочего, посулила «хорошенькую добренькую Снегурочку»…

«Дорогий браток Гришка i невеста Катя! Горячо поздоровляем вас з наступающим Новим роком! Жилаем доброго здоровья, большого счастья i радости, много лiт жизнi. До свиданiя. Сестра Ксеня», – это послание пришло прадедушке Ксении Щеголевой с Украины в 1976 году (орфография автора сохранена). Украинец Григорий Король встретил Великую Отечественную на советско-польской границе. В день нападения Германии на СССР он находился с другом-молдаванином Григорием Сокуром в дозоре, и они были единственными, кто уцелел на этой заставе. Пробравшись в тылу врага к своим, солдаты участвовали в боях на Курской дуге, воевали до Победы, а дружбу пронесли через всю жизнь.

«Гриша, поздравляем вас всех с Новым, 1980 годом, желаем счастья, здоровья, как в прошлом году, и много лет жизни! Я, Аня и вся моя семья», – пишет Григорий Силович дорогому другу Григорию Дмитриевичу из города Кагул Молдавской ССР в город Донской Тульской области. Увы, спустя полгода Григорий Дмитриевич ушел из жизни – не выдержало подорванное голодным детдомовским детством и войной сердце, и переписка, длившаяся почти сорок лет, прервалась…

…Надо отметить, что набор пожеланий в советских открытках был довольно стандартным. Как и сейчас, люди мечтали о главном – о семейном счастье и взаимопонимании, большой и светлой любви, крепком здоровье для себя и близких, финансовом благополучии, успехах в работе и учебе и чтобы Новый год непременно принес много-много радости им и их детишкам. Этого и желали всем родным, друзьям и просто знакомым.

-2