Найти тему
Shmandercheizer

«Меланхолия» Дюрера и странный многогранник (рубрика "ДЕТАЛЬ").

Меня всегда занимали детали, которые можно увидеть на картинах, в кино, заметить в музыке или речи. Наверное, поэтому свой цикл небольших текстов о визуальной культуре в паблике Concepture я озаглавил "Деталь". Сегодня я начну публиковать эти заметки здесь.

Введение

Классическое изобразительное искусство в значительной степени понималось как способ передачи смыслов и сообщений. Именно поэтому в работах разных эпох и направлений так часто фигурируют аллегории, символы, эмблемы, а также аллюзии и цитаты, опирающиеся на достойные образцы прошлого. К тому же художники прошлого нередко были стеснены в свободе высказывания, что заставляло прибегать к иносказаниям и зашифрованным образам. В силу этого искусство вырабатывало в зрителе наблюдательность, чувствительность к деталям, которые призваны дополнять и прояснять значение произведения.

Сегодня, как ни странно, но подобное умение тоже востребовано в визуальных медиа, особенно в кино и видеоиграх. Хотя чаще всего с совершенно другой целью: подмигнуть зрителю/игроку, обнаружить с ним общие увлечения (то, что получило название easter egg – пасхальное яйцо). Как бы то ни было аллегория, аллюзия, камео или пасхалка – все это учит видеть, замечать. Пусть даже и для развлечения. Именно таким деталям, которые интересно замечать в визуальных произведениях, и будет посвящен этот раздел.

Заметка #1 «Меланхолия» Дюрера и странный многогранник.

Классическим примером необычной детали, вызывающей вопросы и даже дискуссии, является странный многогранник на гравюре «Меланхолия» Альбрехта Дюрера. Этому объекту даже посвящена отдельная статья в Википедии («многогранник Дюрера»), в которой в частности сообщается, что форма этого объекта стала предметов академических дебатов среди геометров, считающих его то усеченным кубом, то усеченным ромбоэдром.

-2

Но куда интереснее понять символическое значение этой глыбы, среди и так переполненной символами картины. По одной из версий Дюрер увидел минерал подобной формы, добытый недалеко от родного Нюрнберга. Его поразило, что сама природа придала столь причудливую, почти рукотворную форму камню. Это скорее всего был плавиковый шпат (флюорит): минерал часто образует кубические, октаэдрические и более сложные формы кристаллов. Их до сих пор добывают в Южной Германии. Согласно представлениям литотерапии (лечения камнями) флюорит используется для снятия стресса, депрессии и достижения душевного равновесия. Иными словами, этот камень призван защищать от крайних проявлений меланхолии (на картине есть и другие символы защиты от влияния Сатурна, с которым и связана меланхолия). Из флюорита делали шары для предсказания будущего и амулеты для тех, кто «общается с тонкими мирами» (ученым, творческим людям, практикующим магам). Возможно Дюрер слышал об этом, и потому разместил упоминание об этом камне на гравюре.