Компетенция - это знание, умение и навык (я знаю как это сделать, я умею это делать и практикую регулярно - до уровня автоматизма).
Почему речь пойдет о неочевидных компетенциях? Не очевидны они во всей этой истории для тех, кто только начинает свою карьеру в рознице.
HR-специалисту эти компетенции очевидны. Только не всегда о них рассказывают персоналу на передовой линии продаж.
1. Ориентация на результат
Вы можете с упоением часами рассказывать о товаре в вашем магазине, но так и не подведете покупателя к завершению сделки - решению о покупке и оплате. Вы процессник, а не результатник. Ориентированы на процесс, а не на результат. А в бизнесе важны результаты, объём продаж в рублях и штуках, средний чек, оборачиваемость полки и т. д.
Бизнес мыслит цифрами - результатами и каждый день подсчитывает выручку, смотрит промежуточные результаты, чтобы понять каков прогноз продаж при сегодняшних показателях, будет ли выполнен план продаж на месяц, квартал, год, насколько больше надо продавать в день, чтобы выполнить план. Процессники будут ждать конца месяца, чтобы узнать - а выполнили они свой план продаж и получать ли они бонус?
Результатник даже не поймёт процессника, как это не мониторить регулярно, как ты двигаешься к выполнению целей по продажам?
Как это - не прогнозировать свои продажи?
Итак, чтобы построить карьеру в продажах - нужно мыслить цифрами и выполнять поставленные задачи в обозначенные сроки.
Руководство именно по цифрам оценивает продуктивность линейного персонала - это шанс обратить на себя внимание.
2. Внимательность
Я бы сказала даже нужен навык поддержания оптимальной концентрации внимания для эффективной работы. Рассеянность или перевозбуждение вредят качественному сервису и продажам. Либо вы пропускаете мимо ушей, что вам говорит о своих потребностях покупатель, либо вы готовы вспыхнуть как спичка в очередном конфликте с клиентом.
Со стороны сотрудник, который находится вне зоны своей оптимальной концентрации внимания - кажется малоадекватным: унылым, тоскливым, ленивым, недалёким или перевозбужденным неповзрослевшим клоуном.
О какой карьере может идти речь тогда? Бизнес любит уравновешенных живчиков - с живыми глазами. Зомби-апокалипсис в точке продаж? Не-а...
Все хотят радости, оптимистической атмосферы.
Трудно, потакая своим вредным привычкам, быть в тонусе на работе.
Похмелье, трудоголизм, игромания, нарушение сна, суетливость, тревожность, отсутствие надежного семейного тыла (жена-стерва, муж-алкоголик или наркоман и дебошир) всё это выводит из зоны оптимальной концентрации внимания и мешает качественно выполнять свою работу. Если принять ещё на себя позицию жертвы, то вернуть вас в русло нужной внимательности в продажах и обслуживании будет сложно.
Самое печальное, что неумение концентрироваться ограничивает наши возможности развития, нам тяжело учиться, а, значит, и построить карьеру. Часто приходится обучаться рутинным вещам или изучать сложные книги, теории, курсы, примеры расчетов. Если вы не можете себя заставить делать это, то вам будет трудно подняться по карьерной лестнице даже на одну ступень выше. Чем выше - тем большим количеством информации и данных нужно уметь оперировать.
3. Эмоциональный интеллект ( EQ )
Сотрудники отдела персонала признают, что это очень важный фактор, влияющий на качество работы и перспективы карьерного роста. Но часто они боятся чётко обозначить для продавцов, что это собой представляет.
- Ой, для наших продавцов будет сложно, давайте попроще - учите только "как", не объясняя - "почему". А потом без понимания "почему" на тренингах и в работе мы встречаем сопротивление.
Не рассказывая об эмоциональном интеллекте линейному персоналу - мы обкрадываем его, лишаем первоосновы построения карьеры.
Без развития EQ не прийти к стрессоустойчивости, не увидеть сигналы назревания конфликта, не стать хорошим наставником и руководителем.
4. Нетворкинг
Умение строить социальные связи... Как бы вы не выполняли на 150% планы продаж без умения понравится руководству - карьеру в рознице не построить. Даже говорят о коэффициенте привлекательности...
Нужно уметь обратить на себя внимание хорошими показателями и найти повод вступить в коммуникацию с руководством, прослыть ещё и приятным во всех отношениях человеком среди них. Пообщаться на корпоративе, спросить совета - какие бизнес-книги почитать или послушать. Нужно участвовать в конкурсах компании, демонстрировать лояльность и при этом не вызывать раздражения своими достижениями, своим активным стремлением к карьерному росту.
5. Системное мышление
Чтобы вырасти в рознице нужно видеть розничный бизнес как систему, понимать организационную структуру, как масштабируется бизнес, для чего нужны стандарты розничной сети, как многие факторы взаимно влияют друг на друга, роль маркетинга и роль персонала на передовой.
Если вы видите структуру организации - вы понимаете куда и как в ней можно расти. Вы понимаете роль своей проактивности, готовности проявлять инициативу и нести ответственность, тогда существует вероятность достижения ваших карьерных целей.
Если принять во внимание эти пять неочевидных компетенций и разобраться с ними глубже и прибавить к ним профессионализм, то остальные компетенции и личные качества, тоже получать дополнительное развитие.
EQ поможет бороться со страхами и неуверенностью в себе, если это присутствует в вашей жизни, внимательность даст возможность справляться лучше с тестами и войти в кадровый резерв.
Нетворкинг укрепит навыки переговорщика и продавца, а также стратега.
Ориентация на результат позволит планировать карьеру, трезво оценивать шансы на продвижение и принимать решения, исходя из своих приоритетов. Карьера в рознице с нуля возможна, если у вас к тому же живые глаза, живой интерес к жизни и бизнесу, если вы полны энергии.
Помните, в колхозе лошадь работала лучше всех, но председателем колхоза она так и не стала. Все эти компетенции связаны с поддержанием жизненного баланса, где есть место спорту, семье и работе в хороших пропорциях. Это не очень очевидные компетенции.
Из очевидных - управленческие навыки...
Всё в совокупности даст нужный результат!
Результат - на который вы уже сориентированы? Да? Да!
❤️❤️❤️❤️❤️
Понравилась статья? Ставьте лайк 👍 и подписывайтесь на мой канал!
Делитесь с друзьями, пишите ваши комментарии, ваша обратная связь очень важна для меня и вдохновляет на новые статьи!
Обнимаю, всех, кто меня читает!
❤️❤️❤️❤️❤️
Хотите больше узнать о концентрации внимания, что о ней почитать - смотрите мою статью "Повысит ли лигитимизация ненормативной лексики на TV эффективность бизнеса?".