Чтобы дизельный двигатель тепловозов, а также других высокомощных машин и аппаратов работал экономично, эффективно и исправно, необходимо обеспечить ему оптимальное охлаждение. В процессе работы двигателя вырабатывается много избыточного тепла. Его отведение – основная задача системы охлаждения, состоящей из нескольких элементов.
Значение радиатора в системе охлаждения
Система охлаждения дизельного двигателя тепловоза состоит из теплообменников и радиаторов. Теплообменники служат для охлаждения масляного и водяного теплоносителя, а также наддувочного воздуха двигателя. Назначение радиаторов – передать тепло во внешнюю среду, т.е. атмосферному воздуху.
Вместе теплообменники и радиаторы отводят огромное количество избыточного тепла от высокомощных агрегатов. При этом на сами процессы отведения тепла не тратится много ресурсов. Чем эффективнее работает система охлаждения, тем лучшие условия создаются для работы силового агрегата, двигатель не подвергается перегреву, продлевается срок его службы.
Преимущества секционных радиаторов
Для того чтобы эффективно выполнять свои задачи, устройства, входящие в состав системы охлаждения, должны иметь продуманную и надежную конструкцию. Для изготовления таких сложных и габаритных узлов, как теплообменники и радиаторы, используются дорогостоящие цветные металлы, наиболее часто – медь, латунь, олово и пр.
Секционная конструкция радиаторов имеет ряд преимуществ. Так, варьируя количество секций, легко получить радиатор нужных размеров и с нужной теплоэффективностью для отведения тепла, вырабатываемого мощным двигателем. Кроме того, секции легко соединяются между собой и разъединяются. При необходимости заменить, проверить или отремонтировать одну из секций не нужно демонтировать весь радиатор – достаточно снять лишь проблемную секцию. Это существенно ускоряет и облегчает ремонтные работы. Замена секции в случае такой необходимости обходится в разы дешевле, чем замена всего радиатора.
Секции радиатора белорусского производства
Что касается устройства секций радиатора белорусского производства, работающих с водяным или масляным теплоносителем, то они имеют следующие особенности строения. Секция представляет собой «пакет» плоскоовальных трубок, которые снаружи оребрены тонкими пластинами. За счет этого увеличивается поверхность теплоотдачи, охлаждение происходит более интенсивно. Разные производители выпускают секции радиатора, которые могут отличаться положением, формой, размером, количеством трубок, материалами их изготовления и иными критериями.
Группа компаний «Завод систем охлаждения» и «Радиаторный завод» выпускает широкий модельный ряд секций радиатора, которые служат элементами системы охлаждения дизельных двигателей маневровых и магистральных тепловозов, а также других высокомощных агрегатов. Секции имеют сходное строение, выполняются преимущественно из меди и латуни, могут различаться количеством трубок и пластин, габаритами и иными параметрами. Рабочая длина трубок секций радиатора отечественного производства – 550-1206 мм.
radsystem.ru