Тэглайн: "Пустота"
Что это
Это заявлено как семейная сага. И действительно - формально в книге наличествуют куски историй трех поколений одной семьи с красивой и сложно транслитерируемой американской фамилией Уитшенк - тут не придерешься. Вообще мне сложно судить о качествах этой книги - семейные саги далеко не самый мой любимый жанр, но мне почему-то всегда казалось, что "сага" подразумевает нечто куда более масштабное, нежели то, что мне довелось прочитать. Вот есть супружеская пара, у них есть дети. У этих детей тоже есть дети, а у супружеской пары когда-то были родители. Это я не набираю текст до нужного количества знаков - это я нагло раскрываю основную сюжетную линию.
Для кого это
Для ценителей жанра "семейная сага" (наверное), для любителей творчества Энн Тайлер (точно). Для любителей почившей программы "Окна" и ныне здравствующей "Пусть говорят". При прочтении меня не оставляло ощущение некоторой неловкости: вот жили люди, никого не трогали, а тут пришла Энн Тайлер и явила миру их не то чтобы грязное - несвежее какое-то белье. (Ну да, прабабушка стала встречаться - и не только встречаться - с прадедушкой, будучи глубоко несовершеннолетней - ах, ах, какая трагедия, какой глубокий философский посыл).
Что хорошо
Как ни странно, хороша композиция. С привязкой к дедушке-бабушке Уитшенк. Вокруг них и их дома крутится в этой книге все. Да, шикарный вышел дом. Концепт семейного гнезда не как абстрактного строения, а как практически живого персонажа со своей историей (довольно, кстати, интересно читающейся). То неловкое чувство, когда история дома удалась автору "семейной саги" лучше, чем история семьи, живущей в нем...
Хороша последняя сцена с бабушкой Уитшенк (Эбби) - пробирает, наполняешься сочувствием и осознанием бренности всего сущего и никчемности собственного бытия.
Забавная история с качелями, которые то синие, то не синие, и вообще, как я понял, это была попытка обстебать среднеамериканский мещанский быт и удручающую одинаковость мечт многих американских людей.
Что плохо
Все остальное. Роман в данном случае - это несколько так себе пригнанных друг к другу историй, я бы сказал "белыми нитками шито" - но в данном случае - синими.
Ничего, заслуживающего читательского внимания, в жизни описываемых в романе людей нет. Про каждого персонажа можно написать: "родился, учился, женился, обзавелся детьми и умер". Ну, "умер" - это не про всех, конечно: многие выжили. Просто фигура речи.
Я не могу понять, в чем глубинный смысл романа (и есть ли он вообще). Судя по отзывам в сети, книга "заставляет задуматься" - так вот мне остро хочется узнать, о чем же именно?
Текст, хоть и приятным (даже в переводе) языком написанный, напоминает больше перечисление некоторого пула произошедших в разное время событий, которые ради пущей эффектности немножко перемешаны хронологически, но, что самое печальное - не влияют друг на друга ровно никак. То есть, ни на мотивацию персонажей, ни на подвижки сюжета - ни на что вообще. И возникает вопрос: зачем все это? Ради чего?
В сухом остатке
Я в растерянности. Хочется верить, что это все из-за того, что жанр "семейной саги" - это немного не мое... Но. Вот есть же книги подобного жанра, где всё на всё влияет, и при прочтении которых понимаешь: поступи герои по-другому - это была бы совсем иная история, а в случае с "Катушкой синих ниток" - без разницы. Выбор персонажа не влияет ни на что. И оттого пропадает смысл сопереживать героям: читатель отдельно, герои - отдельно.
Это ни в коем случае не рекомендация ни в коем случае не читать "Катушку синих ниток" - просто будьте готовы ко всему вышеперечисленному, если все-таки рискнете. Вероятность того, что я по доброй воле возьму в руки еще хоть одну книгу Энн Тайлер стремится к нулю.
Что читать вместо
Если хочется осознать, насколько увлекательной может быть "семейная сага": "Интриганка" Сидни Шелдона.
Если хочется осознать, что даже на "скучном" материале XIX - начала XX века можно создать нечто увлекательное - "Сага о Форсайтах" Джона Голсуорси и "Голодная гора" Дафны Дюморье.
Если хочется чего-то космически-планетарного масштаба - "Дюна" Фрэнка Герберта.