Найти тему
ActivityEdu

Устное собеседование по русскому языку в 2019 году

13 февраля 2019 года все девятиклассники России будут сдавать итоговое собеседование по русскому языку. Мы расскажем, из чего состоит новый экзамен и что думают о нем педагоги.

Законодательная база устного собеседования

В официальных источниках указывают, что введение собеседования – часть реализации «Концепции преподавания русского языка и литературы». Этот документ разработала комиссия, которой руководил С. Е. Нарышкин (на тот момент – председатель Госдумы). В 2016 году документ утвердили в Правительстве. Авторы заявляют, что она должна вывести преподавание соответствующих дисциплин на новый уровень.

Предложение включить в государственную итоговую аттестацию оценку владения устной речью было сформулировано в тексте документа прямо. Воплощать его в жизнь начали сразу, в том же 2016 году. Еще два года ушло на апробацию, и вот итоговое собеседование стало обязательным. 

Отметим еще несколько тезисов «Концепции»:

1. Выпускники не владеют в достаточной мере навыками устной (как, впрочем, и письменной) речи, нормами литературного языка и речевого этикета.

2. Преподавание и аттестация должны проходить на базовом и углубленном уровнях.

3. Должна учитываться ситуация многоязычия, при которой не все учащиеся владеют русским языком в равной степени.

4. Следует работать над мотивацией школьников к учебе и, в частности, к чтению.

5. Существует проблема «имитационной читательской деятельности», то есть использования кратких пересказов и готовых сочинений.

6. Имеющееся количество часов по каждому предмету следует считать «оптимальным».

Далее мы увидим, как эти тезисы соотносятся с реализацией идеи нового экзамена. 

Порядок проведения и структура устного собеседования

Собеседование, в отличие от ОГЭ, девятиклассники будут сдавать в своих школах. На всю процедуру отводится 15 минут. Учителей на собеседовании двое. Первый – экзаменатор-собеседник. Он фиксирует время начала и окончания собеседования, проверяет паспортные данные школьников и задает вопросы. Эту роль может играть педагог любой специализации. Второй – эксперт, учитель русского языка и литературы. Он оценивает ответы и выставляет баллы в специальный бланк. На собеседовании ведется аудиозапись. 

Всего заданий четыре. 

1. Чтение. Школьникам предлагается текст научно-публицистического стиля. В демоверсии это текст о Гагарине (177 слов). В нем встречаются имена собственные. И если фамилия Гагарина, будем надеяться, знакома девятиклассникам, то о Королеве и космодроме «Байконур» они могли не слышать. Есть числительные: годы жизни первого космонавта, дата и время старта «Востока», длительность полета и т. д. В тексте числительные переданы цифрами, то есть при чтении их нужно поставить в правильную падежную форму. Большая часть – в именительном падеже, но есть и косвенные: «Продолжительность полета Гагарина равнялась 108 минутам». Не все взрослые смогут без запинки прочитать «ста восьми». 

Читать нужно не только без ошибок, но и «выразительно». Получить можно два балла. Один – за интонацию, которая отвечает расстановке знаков в тексте. Еще один – за темп, он должен «соответствовать коммуникативной задаче». Время на подготовку – две минуты.

В официальных материалах на сайте ФИПИ указано, что все тексты для выполнения первого и второго заданий будут о наших выдающихся соотечественниках. «Выдающихся» не значит известных: кроме Гагарина в демоверсии упомянуты Пирогов, общественный деятель Елизавета Глинка и некий красноярский врач, в сложных условиях прооперировавший ребенка. 

2. Пересказ. В отличие от изложения на ОГЭ, он должен быть подробным. Текст используется тот же. Надо раскрыть каждую микротему (всего их четыре) и обязательно включить в пересказ предложенное высказывание (в демоверсии – слова Королева о Гагарине). Цитирование должно быть уместным и оформленным без ошибок. На подготовку отводятся те же две минуты, можно делать заметки. 

Максимальное количество баллов – четыре: по одному за передачу микротем, отсутствие фактических ошибок, уместное использование цитаты и отсутствие ошибок при цитировании. Еще четыре балла можно получить по итогам первого и второго заданий за правильность речи: отсутствие грамматических, орфоэпических и речевых ошибок, а также искажений слов. 

3. Монолог. Школьнику предлагают выбрать одну тему из трех. В демоверсии темы такие: праздник, поход или экскурсия и проблемный вопрос «всегда ли нужно следовать моде?». 

В первом случае надо использовать фото, которое выдает экзаменатор. Цветным оно будет или черно-белым зависит от доброй воли школьной администрации. В демоверсии это яркая фотография выпускников на последнем звонке. На «пробниках», как рассказывают участники, в некоторых школах ученикам выдали засвеченные черно-белые фотографии.

Вторая тема подразумевает рассказ с опорой на собственный опыт, третья – рассуждение по предложенному вопросу. 

После этого школьнику выдают карточку с пунктами плана, которые нужно раскрыть, или с вопросами, на которые надо ответить. На подготовку дается одна минута, на сам монолог – три. Минимальный объем – 10 фраз. 

Максимальный балл – три. Один – за выполненную коммуникативную задачу и требуемый объем. Второй – за соответствие речевой ситуации (снизить могут, например, за грубость). Третий – за смысловую цельность, последовательность и отсутствие логических ошибок  

4. Диалог. Роль собеседника играет преподаватель. Он задает три вопроса, используя карточки-заготовки. Тема та же, что и в предыдущем задании. Отвечать нужно сразу, без подготовки, полными ответами. Диалог оценивают в два балла, по тем же критериям, что и монолог (кроме последнего). 

По итогам третьего и четвертого заданий можно получить еще три балла: за соблюдение грамматических, орфоэпических и речевых норм и один – за богатство и точность речи. 

Максимальное количество баллов за всю работу – 19. Собеседование оценивается по принципу «зачет-незачет», для «зачета» нужно набрать 10 баллов.

Результаты апробаций

Несколько этапов апробации показали, что «зачет» получают более 90% учащихся. Например, в «пробнике» 9 ноября 2018 года участвовали более 93 тысяч человек из 52 регионов страны. Порог преодолели 93%. 

Иными словами, картина примерно такая же, как с декабрьским сочинением – «допуском» до ЕГЭ. Оно тоже оценивается по принципу «зачет-незачет», и вот уже несколько лет около 95% выпускников получают «зачет» с первой попытки. 

Значит ли это, что заявленная проблема на самом деле не так уж актуальна для средней школы? 

Мнение педагогов

Учителя, участвовавшие в «пробниках», рассказывают, что сложности у школьников, получивших «зачет», все же были: неправильные ударения, грамматические ошибки, искажения слов, фактические ошибки в пересказе. Кто-то не смог естественно включить в свой пересказ цитату, а кто-то – растянуть монолог до необходимых 10 фраз. Другой вопрос – поможет ли новая форма контроля исправить ситуацию.

Собеседование будет допуском к экзамену по русскому, но с содержанием предмета оно почти не связано. Проверяются самые общие коммуникативные навыки, которые раньше были необходимы для сдачи устных экзаменов. После введения ЕГЭ необходимость развивать устную речь как будто отпала, и сейчас ее пытаются искусственно вернуть в учебный процесс. Это можно было бы понять, если бы речь шла о младших классах или о тех учениках, для которых русский язык не родной. Однако последним предлагается сдавать собеседование на общих основаниях с носителями, об исключениях речь не идет. Как быть в этой ситуации тем, кто, например, переехал в Россию недавно, непонятно. 

Во-первых, еще один экзамен – еще одна причина для стресса. Казалось бы, на пробниках волноваться школьникам было не о чем. Это не настоящий экзамен, получишь «незачет» – ничего страшного. В чужую школу идти не пришлось – собеседование сдается в своей. Экзаменаторам перед началом специально напоминали, что вести себя с учениками следует дружелюбно. И несмотря на все это, после пробников педагоги рассказывали, что детей «трясло от волнения». 

Во-вторых, этот экзамен потребует дополнительной подготовки. На нее нужно найти время – либо на уроках, в ущерб программе, либо после них, увеличивая и без того немаленькую нагрузку школьников. 

Но это еще все – хуже, что подготовка рискует превратиться в очередное «натаскивание». Вспомним еще раз итоговое сочинение. Школьные учителя прекрасно знают, что успехи выпускников связаны не в последнюю очередь со сборниками «типовых» сочинений. Готовые тексты заучивают и потом выдают на экзамене. Теперь педагоги опасаются, что с введением собеседования тексты для чтения и пересказа будут заучивать, как топики по английскому. 

С этим связан еще один вопрос. Чтобы произнести монолог или написать сочинение, недостаточно уметь говорить и писать. Формы – не важно, устной или письменной – мало, еще нужно содержание. А заученные «готовые сочинения», как и заготовки монологов, не требуют ни знания произведений или других фактов, ни умения размышлять. 

Подведем итог

Да, развитие устной и письменной речи в школе оставляет желать лучшего. Однако существующий формат итогового собеседования может только усугубить заявленные проблемы:

1. Новая нагрузка при старом количестве часов не способствует росту мотивации (в том числе к чтению оригинальных текстов произведений и самостоятельному написанию сочинений – на это просто не остается времени).

2. Единые требования ко всем сдающим не учитывают ситуацию многоязычия.

3. Деление на базовое и углубленное изучение не подразумевается.

4. Низкий порог превращает само собеседование в профанацию.

Что можно предложить взамен? Простой вариант – вернуть устные экзамены хотя бы по некоторым дисциплинам (помимо иностранных языков). Однако те или иные формы контроля сами по себе вряд ли приведут к принципиальным улучшениям. Для этого понадобятся более глубокие изменения. И не только в преподавании русского, ведь, как справедливо замечают педагоги, научить детей мыслить и говорить – задача не одних словесников, а школы в целом.  

Благодарим Вас за прочтение данной статьи! А если Вам понравилось - ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить обновления. До встречи!