Подарочные карты – оружие мошенников? Их могут запретить или приравнять к банковским из-за участия в обнале.
Подарочные пластиковые карты крупных магазинов – явление для современности обычное. Практически каждый крупный магазин предлагает своим клиентам оформить подарочную карту, а некоторые – даже с возможностью многократного пополнения на приличные суммы. Однако не все так просто.
В последнее время Центробанк РФ и Минфин России всерьез взялись за обнальщиков – предпринимателей, которые пытаются вывести часть налогооблагаемого дохода из-под прицела ФНС с помощью всякого рода обводных схем, иногда носящих откровенно мошеннический характер. На начало 2018 года главными «помощниками» в деле обнала для предпринимателей были сами банки, но ЦБ РФ затянул гайки – и часть обнальщиков ушла из банковской сферы. Теперь недобросовестные бизнесмены пользуются услугами автосалонов, киосков, рынков и др. торговых предприятий, имеющих большой оборот налички.
Подарочные карты тоже привлекли внимание.
Как работает схема
По словам представителей Национальной платежной системы, которая и внесла предложение о запрете выпуска подарочных карт или хотя бы о приравнивании таких карт к банковской продукции (то есть по сути, превращение подарочной карты в дебетовую банковскую карту), чаще всего обнальщики пользуются следующей схемой:
1. ИП или юридическое лицо приобретает подарочную карту автосалона, бутика и т.п. на большую сумму.
2. Подарочная карта «дарится» контрагенту, заполняется соответствующая отчетность.
3. Карта продается в интернете по сниженному номиналу, деньги от ее продажи юрлицо кладет себе в карман.
НПА отмечает, что одна пластиковая подарочная карта может дать возможность обналичивания до 1 миллиона рублей.
Хотели как лучше, но выйдет как всегда?
С целью снижения доли участия карт в обнале НПА предлагает если не запретить карты, то сделать их менее обезличенными, то есть оформлять так, чтобы картой не могло пользоваться никакое третье лицо. В идеале – подарочную карту предлагается оформлять как банковскую, с предъявлением паспорта и других необходимых данных покупателя.
Но, как и следовало ожидать, сами представители магазинов, выпускающих подарочные карты, уже выступили с критикой такого предложения.
По их словам, подарочной картой должен иметь право свободно пользоваться не только ее покупатель, но и лицо, которому она будет подарена. Ключевое слово здесь – «свободно», а о какой свободе может идти речь, если одна или даже обе стороны будут обязаны предоставлять свои данные банку?
Достаточно часто карта используется в качестве подарка близким и родственникам. Введение дополнительных методов регулирования сделает пользование картой неудобным для абсолютного большинства покупателей. И о «подарочном» настроении точно придется забыть.
© Закониус, 2019 г.