Найти в Дзене
МОТОБОЗ

Тула - это не только самовары и пряники

Сегодня мало кто помнит, что 50-е годы прошлого века для нашей страны были эпохой мотороллеров – тех самых, что сегодня называют скутерами.

Самый популярный советский мотороллер Тула Т-200 сошел с конвейера Тульского машиностроительного завода в апреле 1957 года. "Отцом" Тулы стал производившийся в Западной Германии с 1950 года Goggo-roller TA200.

Goggo-roller TA200
Goggo-roller TA200

От своего западногерманского аналога советский вариант отличался незначительно. Двигатель нашего мотороллера имел 199-кубовый двухтактный двигатель мощностью 8 л.с., который разгонял ее до 80 км/ч. Охлаждение - воздушное принудительное. Мотороллер потреблял не более 3,4 л на 100 км при движении со скоростью около 50 км/ч. В качестве топлива можно было использовать бензин А-66, который располагался в 11-литровом баке под сиденьем водителя. Запускалась Тула с помощью электростартера.

"Тула " Т-200
"Тула " Т-200

4-ступенчатая коробка передач была выполнена в одном блоке с мотором. Переключение производилось с помощью ножного переключателя. Привод на заднее колесо осуществлялся с помощью цепного привода. Мотороллер имел 10-дюймовые колеса. Передняя подвеска была выполнена в виде вилки толкающего типа. Сзади – однотрубные амортизаторы. Вес изделия составлял 155 кг.

Центральный переключатель, расположенный на приборной панели совмещал в себе замок зажигания и выключатель света. Также на приборной панели имелись спидометр, индикатор нейтральной передачи (зеленый), индикатор заряда аккумулятора (красный) и круглый индикатор номера включенной передачи. Ниже приборной панели разместили крючок для популярных в те времена авосек.

Приборная панель "Тула" Т-200
Приборная панель "Тула" Т-200

В 1961году произошла модернизация. Новый мотороллер стал называться Тула Т-200М. За счет измененной головки цилиндра мощность мотора удалось поднять до 9 л. с. Кроме того, передняя вилка была заменена на вилку тянущего типа. Т-200М получил кикстартер. Также была изменена форма крыла. Модификация стала легче на 10 кг.

В том же году была выпущена пробная партия из 94 мотороллеров, оборудованных боковым прицепом, для чего ходовую часть пришлось усилить.

"Тула " Т-200М с боковым прицепом
"Тула " Т-200М с боковым прицепом

Модификации "Тулы"

Выпускавшаяся с 1967 года модель называлась Турист, в котором были учтены все недостатки Т-200/Т-200М. Мотороллер приобрел более современный внешний вид. Были изменена передняя вилка, вместе массивного заднего подрамника установили новый несущий капот. Мощность мотора за счет форсирования удалось поднять до 11 л.с., за счет чего максимальная скорость возросла до 85 км/ч.

"Турист"
"Турист"

В 1971 году появилась новая модификация. Турист-М (а именно так называлась данная модель) теперь уже работал на бензине А-76 и имел 12-сильный двигатель, разгонявший его до 90 км/ч.

Приборная панель "Туриста"
Приборная панель "Туриста"

В 1978 году поступила в серийное производство Тулица, которая внешне почти не отличалась от предыдущей модели, но была легче (вес составлял 140 кг) и имела максимальную скорость 97 км/ч.

"Тулица"
"Тулица"

Наконец в 1986 году была выпущена последняя модификация Тулица-02М, которая стала еще легче (134 кг). Двигатель мощностью 14,5 л.с. разгонял мотороллер до 100 км/ч.

"Тулица-02М"
"Тулица-02М"

На этом история тульских легковых мотороллеров, к сожалению, заканчивается, но на базе каждой модификации выпускались также и трехколесные грузовые варианты, которые пользовались не меньшей популярностью, чем их двухколесные собратья.

Но об этом в следующей статье.

Оцените статью и ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ

Смотрите предыдущие публикации:

Вятский итальянец или итальянская "Вятка"