Об Этери Тутберидзе в последние годы написано столько глупостей и откровенного бреда, что в нём можно утонуть. Мне всегда казалось, что Этери Георгиевна мало общается с прессой. И всё же удалось найти несколько серьезных интервью, в которых она изложила принципиальные подходы к своей работе, к спортсменам, тренировкам, к жизни. Любой, у кого есть мозг и зачатки аналитического мышления, найдет в них то, что я назвал «правилами Этери Тутберидзе».
Надо работать с тем материалом, что есть, и пытаться создать свой продукт. «Материал» и «продукт» могут многим не нравиться, но это так и есть. Тренер получает материал, из которого надо изготовить продукт. У каждого тренера на выходе свой продукт.
Во время работы жалость не помогает. К чему она приведет? Ни к чему не приведет.
Если вышел – надо кататься.
У спортсмена просто должен быть характер. Он поставил цель и должен к ней идти. Независимо от того, болит у него что-то, устал, страшно. Пусть это будет маленькая цель: сделать прыжок, откатать программу целиком, отработать на тренировке так, чтобы никто не заметил, что у тебя нога болит. Без мотивации выдержать это невозможно. А мотивация тут бывает только одна — не видеть себя вне льда.
Детям-спортсменам очень нужна поддержка родителей.
«С утра до вечера и с вечера до утра. Родители должны обеспечить сыну или дочери отдых. Встретить, накормить, уложить спать. Сделать так, чтобы ребенок чувствовал поддержку. Чтобы он утром встал не в тот момент, когда родители еще спят, а когда уже готов завтрак. Родители должны спрашивать у ребенка как идут тренировки, а, может быть, и приезжать иногда на каток. Да, это сложно, но это такой вид спорта… Я в жизнь своих учеников вне льда не вмешиваюсь, поэтому и говорю про роль родителей».
Спортсмен должен отражаться таким рикошетом от тренера к родителям, от родителей к тренеру.
В США и Канаде за фигурное катание платит сам спортсмен. Очень часто он на него и зарабатывает. И понимает, что каждая минута на льду стоит денег. И ценит эту минуту. Наши спортсмены выходят, пять минут чехлы с коньков снимают, десять минут сморкаются, потом шнурки перевязывают. Потому что для них время - не деньги. Очень часто они как приклеенные у бортика стоят. Не ценят этого времени.
Дело не в работоспособности, а в воспитании. Если воспитание проецировать на спорт, получится дисциплина. Понимание того, что не обсуждается. Достаточно спортсменов, которые выполняют задание, но внутренне все равно сомневаются. Какую спортсмен телу установку даст, так оно и поступит.
Не надо причину искать в других. Потому что получится, что ты это никогда не исправишь, так как от тебя это не зависит. Если ты считаешь, что причина вовне, то ты сдался ситуации.
Но ты можешь найти причину в себе, и в следующий раз ты откатаешься так, как ты хочешь, потому что эту причину исправишь.
Если говорить себе, что это факторы, не зависящие от меня, значит, проблему не решу.
Если говорить, что у них воспитание, Восток, а мы не такие мягкие и координированные, значит, мы никогда не вырастим своего спортсмена, который будет на равных бороться за первые позиции в мире. Так и будем сдаваться. Надо попытаться взять совсем маленького ребенка и пытаться менять его менталитет отношения к прыжкам. Не нужно «короновать» четверные. Надо к четверным относиться как к обычным прыжкам. Тогда и спортсмен не будет говорить себе «я должен дозировать четверные», или «я могу травмироваться». Все эти мысли ведь материализуются.
Если спортсмен выходит на лед не настроенный, не сконцентрированный, то ему надо вынуть мозг за плохую тренировку. А это работа. Делать это надо изо дня в день. Пока не придет результат. И это нужно нам всем. Значит, работать в этом направлении должен не только тренер, но и родители.
Пока парни не начинают исполнять мужские прыжки, они занимаются женским фигурным катанием. Да, придется падать. Риск травмироваться огромный! Фактор страха у человека должен присутствовать. Но преодолевать его надо.
За спортсмена порой бывает вдвойне страшно. Но от преодоления не уйти. Осознание того, что мама с папой совсем рядом, очень бы помогло ему преодолеть страх. Парни меняются, когда там, в уголке катка, у стеночки, стоит родитель. Особенно когда ребенок именно в таком, переломном возрасте.
У нас почти все мальчики, к сожалению, родительской поддержки не получают. Родители думают, что дети уже самостоятельные. Но они не самостоятельные! И не могут наши парни преодолевать себя ради какой-то великой идеи. Они делают это ради кого-то. И этот кто-то должен быть рядом.
Человек всегда ищет, где проще, это совершенно нормально. И как только родители начнут спортсмена жалеть, он сразу и уйдет туда, где жалеют. Не надо этого делать! Ведь, откровенно говоря, у нас не самый тяжелый вид спорта. Есть, наверное, и потяжелее.
Фигурное катание - это и есть жизнь, Олимпиада - просто ее этап. Не надо к Олимпиаде относиться как к чему-то особенному. Это просто старт. Все.
Любое преодоление должно приносить удовольствие. Когда ты устал от предыдущей тренировки, когда ты сомневаешься, хватит ли тебе сил на следующую тренировку, ты выходишь на лед и преодолеваешь себя. Вот в этом и есть удовлетворение.
Родители воспитывают своего ребенка. Они поднимают его каждое утро, заставляют идти в школу, проверяют вечером как выполнены уроки, следят, чтобы он не курил, не пил, не ругался, чтобы не сидел до двух часов ночи за компьютером. Это строгие родители? Это родители, которые любят своего ребенка и выполняют свои обязанности. Почему тренера, который любит своего спортсмена и выполняет свои обязанности, называют строгим тренером?
Так вот и я - да, ругаюсь. Потому что заставляю спортсмена через «не хочу» выполнить то, что он должен. Вот и все. Веду себя как обычный родитель, который обязан воспитывать и следить за образованием своего ребенка. Только потому, что он его любит.
Не надо никого ни с кем сталкивать. Соперников надо уважать. Если кто-то вырос до уровня твоего соперника, значит, он работал не меньше твоего. И никогда не надо давать сопернику оценку. Действующий спортсмен не должен давать оценку соперникам.
Конкуренция - вполне привычное состояние. Конечно, добавляет какого-то нерва на тренировках. Но… пусть.
Надо просто работать. Очень много работать. Когда учеников отпускаешь на достаточно продолжительное время, никогда не знаешь, кто к тебе приедет через три недели.
«Когда ко мне приходят спортсмены и их родители, я в первую очередь спрашиваю о причине перехода. И мне очень не нравится, когда родители начинают жаловаться на предыдущего тренера. Это ведь, по сути, означает, что потом жаловаться будут и на тебя. Я всегда говорю - не то что здороваться надо с предыдущим тренером, надо благодарить его за все! Он тебе дал жизнь в спорте, он тебя чему-то научил. Если я тебя беру, значит, ты неплохой спортсмен, и в тебе есть заслуга этого тренера! Нельзя от тренера уйти просто так. Как минимум, надо посмотреть в глаза и найти эти правильные слова».
Переделают правила - будем работать по новым. Я всегда спортсменам говорю: у каждого из вас разные карандаши. И рисовать надо теми красками, которые есть.
***
На наших глазах Тутберидзе создает золотой фонд не только российского – мирового фигурного катания. Липницкая, Медведева, Загитова, Трусова, Щербакова, Косторная уже вошли в историю мирового фигурного катания.
Да, в «Хрустальном» создан конвейер. Конвейер по выпуску спортсменок высочайшего уровня, чемпионок. Ничего подобного в истории фигурного катания еще не было. Система отлажена и работает идеально. Да, работа жесткая, и жесткая отбраковка. Но те, кто не выдержал, у других тренеров и близко не подошли к тем результатам, которые показывали у Тутберидзе.
***
Убедительно прошу моих читателей ставить лайки, подписываться на канал, делиться публикациями в соцсетях. Разумеется, если публикации им нравятся и интересны. Вы помогаете каналу развиваться