Пытливый читатель сразу же задаст вопрос: а почему при преодолении трудностей 90-х в России продолжают расти цены на бензин? Вопрос, конечно, интересный. Но давайте для начала посмотрим, а что происходит в мире с ценниками на бензоколонках.
ЦЕНОВЫЕ ТРЕНДЫ
Российским нефтяным компаниям в ноябре вновь стало выгодно продавать бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке, а не за рубежом, как это было с середины декабря 2017 года по октябрь 2018-го. Это произошло из-за снижения мировых цен на нефть. У АЗС, по данным Минэнерго, оптово-розничная маржа складывается примерно в 4,2 руб. за литр на самой ходовой марке топлива АИ-92, это на уровне 2014 года.
По тем же данным, на 25 ноября цены на бензин на российских бензоколонках по сравнению с ценами на тот же период прошлого года выросли на 10,2% - до 41,72 руб. за литр, а на зимнее дизельное топливо - на 15,91%, до 46,47 руб. за литр. Вместе с тем по итогам октября текущего года Россия остается страной с самыми низкими ценами на бензин в Европе. Цена на АИ-98 в пересчете - всего 0,69 доллара за литр. На втором месте в Европе - соседняя Белоруссия, где цена на бензин составляет 0,72 доллара за литр.
В список стран с самым дешевым бензином в Европе также входят (в долларах за литр): Молдавия - 1,1, Украина - 1,16, Турция - 1,22, Македония - 1,24, Испания - 1,47, Великобритания - 1,64, Германия - 1,68, Франция - 1,68, Греция - 1,82, Италия - 1,87, Норвегия - 1,92. Притом что Норвегия является страной, добывающей и экспортирующей нефть.
Тренд на повышение цены бензина и дизельного топлива охватил практически все страны. Это спровоцировало рост цен и на газовое топливо.
Так, в Германии в ближайшие месяцы уже 157 из 710 поставщиков топлива объявили о повышении цен на газ в среднем на 8%. Это значит, что семья за потребление 20 тыс. кВт*ч (примерно 1896 куб. м) газа в год будет платить в среднем на 100 евро больше.
Несколько особняком, как всегда, стоит Китай. Его власти опустили цены на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке. Причина - резкий обвал нефтяных котировок, вызванный неопределенностью на рынке из-за позиции ОПЕК относительно сокращения добычи, а также наращиванием добычи в США. Госкомитет Китая требует от трех крупнейших компаний - PetroChina, Sinopec и CNOOC - бесперебойно поставлять бензин в соответствии с ценовой политикой государства. И в рамках этой ценовой политики стоимость литра бензина в Китае с 12 по 18 ноября составляла 8,18 юаня (78,18 руб.) за литр, а должна упасть до 7,78 юаня (73,91 руб.) за литр.
УГРОЗА ИЗ БУДУЩЕГО
С серьезным предупреждением выступают эксперты международной консалтинговой компании Wood Mackenzie. Они уверены, что в ближайшие 20 лет потребность в нефтяном сырье будет выше добычи.
Разрыв между спросом и предложением, по мнению экспертов компании, начнется в середине 2020-х годов и достигнет 3 млн баррелей в сутки к 2030 году, 9 млн баррелей в сутки к 2035-му и угрожающих 15 млн баррелей в сутки к 2040-му. Если не произойдет технологического прорыва, понадобятся новые нефтяные мощности, говорится в сообщении. В компании полагают, что отсутствие открытия новых месторождений будет иметь весьма негативные последствия: цены на сырье взлетят, а среди игроков рынка вырастет число слияний и поглощений.
Однако нынешние темпы добычи дают мало уверенности в том, что будет разведано достаточно новых месторождений, чтобы заполнить пробел. Требуется значительно увеличивать инвестиции в разведку, не меньше чем на 20% в год.
Между тем, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), российские нефтегазовые компании в 2017 году резко увеличили инвестиции в добычные проекты - на 38%, до 58 млрд долларов. И по результатам 2018 года ожидается не меньше. А в мире инвестиции в такие проекты выросли в среднем на 3,7%, до 450 млрд долларов на всех участников рынка.
* * *
Россия - не исключение из общего правила. Нам надо не только вкладывать деньги в разведку и новые технологии, но и уделять большое внимание безопасности существующей инфраструктуры. По данным Минэнерго, в России за 10 месяцев текущего года было 11 403 прорывов нефтепроводов, а потери (проще говоря, объем разлитой нефти) превысили 46 тыс. тонн! И почти 90% прорывов происходят из-за коррозии.
Так что нефть - это не бесплатный сыр. Это труд и деньги.
Александр Сафонов, доктор экономических наук