Кровь, пот, слезы, рвота и головокружение, а также ряд других неприятных ощущений - вот, что поджидает космических туристов на орбите. Так как же будет проходить романтическая экспедиция в космос группы художников?
SpaceX рассказал, кто станет первым космическим туристом, который полетит на корабле этой компании в путешествие вокруг Луны. Это японский миллиардер Юсаку Маэдзава, коллекционер произведений искусства, который стал широко известен за пределами Японии, когда в прошлом году купил на аукционе картину Жана-Мишеля Баскии за 110 миллионов долларов США.
Полет SpaceX с Маэдзавой на борту должен пройти по траектории, по которой в 60-х годах пролетел "Аполлон-8". Речь идет о достижении орбиты Луны, облет ее и возвращение домой. Однако то, что 50 лет назад происходило в тесной и неудобной внутренней части командного модуля "Аполлона", теперь должно осуществиться на новом просторном корабле под названием "Большой Сокол". Помимо Юсаку Маэдзавы и команды, необходимой для выполнения полета, на борту должны быть еще от 6 до 8 человек, выбранных японцами - это художники, архитекторы, дизайнеры, режиссеры и музыканты. Экспедиция, полностью оплаченная Mаэдзавой должна дать вдохновение, благодаря которому будут созданы уникальные произведения.
Однако нас волнует важный вопрос, как Юсаку Маэдзава и его гостям выдержать 5-дневный полет? Сомнений нет, что они будут готовы к этому, что SpaceX знает, кого можно безопасно запустить в космос. Но каждый раз, когда мы говорим о космическом туризме, вспоминаются истории о космических полетах и их постоянный спутник - тошнота. От космической болезни страдают от 30 до 80 процентов космонавтов. Об этом состоянии хорошо знают врачи, готовящие космонавтов к полету.
Космическая болезнь - это расстройство зрения, головокружение, тошнота. Тело реагирует на любые движения. Космонавты чувствуют себя ужасно, но они этого не показывают. Каждое движение головы провоцирует рвоту. Почти восемьдесят процентов космонавтов имеют симптомы космической двигательной болезни. Те космонавты, кто уже был в космосе, будут чувствовать себя немного лучше с каждым полетом. Но для тех, кто летит впервые, реакцию предсказать не возможно.
Проблема была не известна во время первых полетов в космос, потому что тогда космонавты, например, Юрий Гагарин, сидели плотно фиксированные в сиденьях и имели очень мало места в каютах. Однако чем больше места и возможностей для движения, тем хуже. Валентина Терешкова, первая женщина в космосе, перенесла свой полет так плохо, что она оторвала облицовку кабины и вырвала позади нее. Во время полета "Аполлона-8", командир экипажа Фрэнк Борман страдал от рвоты и диареи. Во время полета к Луне члены экипажа ловили крошечные шарики рвоты и фекалий циркулирующие в салоне. На бедственное состояние Бормана, помимо космического укачивания повлияли барбитураты, которые он употреблял.
Шкала Гарна
Но чемпионом по укачиванию среди всех космонавтов стал американский сенатор Джейк Гарн. До того, как он начал свою политическую карьеру, он долго был военным летчиком и служил в ВВС США, но и это не спасло его от настоящей катастрофы. В 1985 году он полетел на шаттле Discovery STS-51-D в качестве второго грузового специалиста. Фактически, его миссия была чисто политической - республиканец представлявший Сенат США, «контролирующий», как расходуются общественные деньги. Оказалось, что подготовки воздухом было недостаточно. Гарн страдал от такой сильной космической болезни, что практически не мог выполнять большинство порученных ему задач. По счастливой случайности, одной из целей его миссии было исследование влияния невесомости на вестибулярный аппарат. Он предоставил так много материала, что НАСА до сих пор шутит по поводу «шкалы Гарна», определяющей уровень космического укачивания, где 1 Гарн - это его максимальная интенсивность. По словам одного из врачей НАСА, большинство астронавтов страдают укачиванием на уровне не превышающем 0,1 Гарна.
Рассказы о космической рвоте можно вести очень долго. Общее правило заключается в том, что в течение первых трех дней космонавт должен двигаться как можно меньше. Не делать резких поворотов. Не переворачиваться на спину. К счастью, организм постепенно привыкает к новой ситуации и через некоторое время симптомы уменьшаются, а часто и вовсе исчезают.
Как нам известно, художественное путешествие Юсаку Маэдзавы будет длиться 5 дней. Это означает, что будут три дня рвоты и два дня выздоровления. Страшно подумать, какие работы мы увидим после возвращения.
Но давайте не будем придираться. Пусть в космос летят 8 туристов. Давайте будем оптимистичны - пусть двоих из них укачает (хотя это большой оптимизм, потому что астронавты имеют такой уровень после нескольких лет тренировок). Оставшиеся 6 проведут путешествие, очень богатое на ощущения. Мы ведь помним, что окна в космическом корабле не открываются. Проветрить помещение не возможно. Системы вентиляции фильтруют воздух довольно эффективно, но пребывание примерно 10 человек в маленьком, закрытом пространстве несет в себе множество ощущений, которых мы не испытываем на Земле.
Газы, жидкости и слизь
Организм в невесомости подвержен большому количеству необычных состояний. Мы не будем рассматривать последствия длительного пребывания в космосе такие, как мышечные атрофии или декальцинация костей. Давайте сделаем краткий обзор возможных состояний.
Отрыжка - нормальное физиологическое явление на Земле, и происходит непроизвольно. Это нормально, потому что процессы, происходящие в желудке, вызывают образование газа. Пища располагается ниже, газы накапливаются сверху и выходят через пищевод. B-e-e-е! Так, чтобы никто не слышал и все дела. Между тем, в невесомости нет пространственного распределения газов. Вследствие этого увеличивается давление на стенки желудка, появляется отрыжка и она появляется гораздо чаще, чем хотелось бы.
Мочеиспускание в невесомости не так страшно, но не удобно. Опустим работу космического туалета, потому что это довольно удобное приспособление и вернемся к физиологии. На Земле моча накапливается на дне мочевого пузыря и постепенно наполняет его повышая давление на стенки. Сначала мы ощущаем легкое давление, затем сильнее. В космосе моча летает в пузыре, не оказывая особого давления на стенки. Только когда мочевой пузырь почти заполнен, космонавт начинает испытывать сильное желание пойти в туалет. Находясь на орбите, вы должны помнить о необходимости регулярного мочеиспускания.
Пот - еще одна проблема в невесомости. Он не течет, а образует такие милые шарики, которые отрываются от кожи и волос и начинают циркулировать по салону. Они медленно направляются к фильтрационной системе воздуха, но по пути попадают на других членов экипажа.
Заложенность носа и ушей - еще одно неприятное действие невесомости. Все мы когда-то простывали и имели заложенный нос. Неприятное чувство. В невесомости такое состояние происходит всегда. Речь идет о нашей системе кровообращения, которая адаптирована к гравитации и собирает большую часть крови в нижних отделах тела. Когда мы перестаем чувствовать притяжение, в голову попадает гораздо больше крови. Вот воспоминания космонавта Гермашевского из книги «Невесомость» :
"У меня регулярный пульс. Каждый удар сердца усиливает ощущение пульса. Я чувствую свое сердце в своих ушах и глазах, как будто оно переместилось в мою голову. Я чувствую в ней сильные пульсирующие и растущие, ноющие удары. Мне кажется, что я одна большая голова, которая заполняет весь салон".
Одним из эффектов невесомости является отсутствие оттока слизи из пазух. Космонавт чувствует распирание в пазухах, головную боль. Ее испытал экипаж "Аполлона-7", где Вальтер Ширр оказался на борту с насморком. Полет был ужасен. Экипаж чувствовал себя так плохо, что перестал выполнять команды с Земли. Полет, длившийся почти 11 дней, был полон споров и ссор по мелочам.
Но не будем продолжать список маленьких и больших неудобств, можно просто добавить, что космических туристов ждут слезящиеся глаза, сбившийся циркадный ритм, раздражающие вспышки в глазах и необходимость терпеть компанию при любом самочувствии в течение 5 дней без перерыва.
Просто стоит помнить, что невесомость - это состояние, в котором многие системы нашего организма выходят из строя. Конечно, с этим можно жить. Конечно, человек готов жертвовать своим самочувствием, по крайней мере, до тех пор, пока малейшее движение головы не вызовет волну тошноты и боли. Если у вас было когда-то сильное похмелье - так вот, на орбите - это космическое похмелье!
Давайте не будем притворяться, что «космический туризм» - это такие Бали или Мальдивы, или Канарские острова, но с лучшими видами. Вы можете вернуться с космической травмой.