Найти тему
Славянский стан

Жилища древних славян.

"Мой дом моя крепость" гласит старинная британская поговорка, но с не меньшим трепетом к своему жилищу относились и наши древние предки. Как писал академик великий советский историк-медиевист Б.А.Рыбаков: "Дом - мельчайшая частица, неделимый атом древнего общества был весь пронизан магическо-заклинательной символикой, с помощью которой семья каждого славянина стремилась обеспечить себе сытость и тепло, безопасность и здоровье"

Исходя из знаний о том, каким образом обустраивали дома наши предки, мы можем узнать больше о том мире, в котором они жили, о том каким образом не только хозяйствовали, но и представляли себе окружающее пространство

Археологические данные, а также описания оставшиеся нам от древних хронистов(главным образом византийских), говорят о том, что древние славяне жили небольшими поселениями вдоль рек в особо оборудованных землянках. Жилище представляло собой прямоугольную яму глубиной полтора метра обнесенную по периметру бревнами, возвышающимися над уровнем земли приблизительно на метр. Сверху данная конструкция накрывалась двускатной крышей состоящей из деревянной основы, сверху накрытой соломой и большим слоем земли. Пол в таком жилище обычно устилался глиной, которую плотно трамбовали. Выход из землянки был ориентирован на юг, а напротив входа у противоположной стены устанавливалась каменная, реже глиняная, печь. На ранних этапах печи не имели дымохода или трубы потому топили по-черному, т.е. помещение обогревалось теплым воздухом от нагретых камней и дымом от сгорающего топлива. Напротив печи располагалась полка с фигурными изображениями домашних духов-предков.

Такие жилища были свойственны славянам жившим на лесостепных территориях ; в ходе колонизации ими северных земель, появляются избы того вида, которые дошли до наших дней. Связанно это было прежде всего с тем, что северные леса в отличие от лесостепной зоны богаты строительным материалом качественной древесиной, а болотистая местность и близкие грунтовые воды не позволяли жить как прежде в землянках, они получались сырыми. В новых условиях, в условиях русской зимы в конструкции дома важнейшее значение приобретает печь.

Из примитивных печей каменок русский народный гений рождает такое сложное и весьма важное изобретение как русская печь. Конвекционные особенности русской печи позволяли после хорошей протопки не топить дом несколько суток, так как она хорошо держит температуру. Планировка и постройка дома начинались с возведения печи, именно отсюда в нашем языке появилось выражение «плясать от печки», т.е. с чего-то начинать. За печью в мире славянина жил домовой – дух хранитель домашнего очага. Сама особенность приготовления пищи в русской печи предопределила развитие русской кухни, где в изобилии представлены разнообразные кулебяки, пироги, курники а также первые блюда приготовленные томлением – всевозможные щи да каши. Можно сказать, что современная технология Су вид (Sous-vide), когда пища готовится длительное время но ниже температуры кипения уверенно применялась нашими предками, которые перед тем как уйти на работу в поле ставили в нагретую печь котелок с ингредиентами через 8-10 часов возвращались и ели нежнейшие разваренные да наваристые щи.

Если русская печь это сердце дома, то как и в древних землянках, угол напротив печи - т.н. Красный угол - это душа дома. Позже с принятием христианства в Красном углу стали располагать иконы, но свое сакральное значение этот участок избы сохранил и по наш день.

Другим важнейшим элементом быта древних славян являлась баня. Арабские и византийские хронографы и путешественники, описывая жизненный уклад славян, синхронно описывали наличие бани. К примеру, арабский автор инб-Русти в своем труде о жизни славянских народов пишет следующее: "...взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же камни раскалятся до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жильё до того, что снимают даже одежду..." - перед нами описание классической бани по черному, которые сохранялись в отдельных селах до конца XX века. Кстати, ученые отмечают тот факт ,что несмотря на казалось бы такой "отсталый" способ парилки, баня по черному является значительно полезнее по своим свойствам, чем, к примеру финская сауна. Отмечается также тот факт, что средневековая эпидемия чумы , распространившаяся по всей Европе и выкосившая до двух третей европейского населения, почти не затронула Русь, которая в те времена практиковала баню по черному, а все потому что при таком виде парилки воздух помещения обогащается бактерицидными веществами, которые проникая в организм помогали иммунной системе бороться с болезнетворными бактериями. Так чистоплотность наших предков и баня спасли нас от чумы.

С развитием торгово-хозяйственных отношений усложняется и архитектура поселений, появляются хоромы, терема, усадьбы; на местах прежних поселений вырастают города. И они растут такими темпами, что варяги однажды увидев Русь, стали называть её между собой – Гардарики, что означает страна городов.

Соответственно с появлением городов меняется и архитектура самих поселений. Небольшие участки земли в черте крепостных стен, которые принадлежали горожанам, вынуждают развивать высотное строительство, из полуземлянок вырастают многоуровневые дома со сложной конструкцией и разнообразным строением, здесь родились классические русские хоромы.

Именно в этот период в языке появляются термины для описания новых типов помещений для разнообразных хозяйственных и жилищных нужд. Приведем в качестве примеров некоторые из них.

Подклет - нижний этаж хором, где располагались погреба, скотница, зернохранилище, а также помещения, в которых проживали работники.

Горница - следующее за подклетом по этажности помещение. Часто горницу использовали в качестве парадной комнаты, в которой принимали гостей. Обязательным атрибутом горницы являлось наличие окон. Часто в горнице средневековых хором украшением и атрибутом статусности хозяев была изразцовая печь.

Терем - самое верхнее помещение, в котором жил хозяин дома с домочадцами. В тереме окна были на всех стенах, часто он оснащался смотровыми башенками, перилами, и являлся самой украшенной частью всего строения. Его окна и крыша покрывались разнообразным орнаментом, украшениями, резьбой, имевшие глубокий сакральный смысл и наполненные священным содержанием. В христианский же период сакральное значение каждого элемента со временем утратилось, однако сам орнамент и все элементы почти в неизменном виде дошли до наших дней.

Кроме этого были такие вспомогательные помещения такие как: прируб, сени, голбец, одрина, закут и т.д. Подобное устройство городского и деревенского жилья сохранялось вплоть до начала восемнадцатого века, когда в моду стала входить европейская архитектура. И если городское строительство изменилось до неузнаваемости, то деревенские избы дошли до нас практически в первозданном виде, сохранив в себе все элементы нашей богатой традиции деревянного зодчества, благодаря чему мы имеем представление о том, как и чем жили наши далекие предки.