«Любо, братцы, любо» считается одной из самых известных песен донских казаков. Вероятнее всего, первый вариант её был посвящен победе полковника Матвея Платова (в будущем атамана Всевеликого войска Донского) над двумя ордами ногаев и татар.
Дело было в конце 1774 года. В степи, у реки Калалах (в переводе с тюркского - Великая Грязь) полк Платова и полк Ларионова, численностью около 1000 человек, подвергся внезапному нападению объединённых ногайской и крымско-татарской орд общим количеством в 10 тысяч всадников. Каждый всадник вёл ещё по три «заводные» лошади и одну сменную верховую.
Матвей Платов
И первоначально песня начиналась следующими словами:
На Великой Грязи, там где Чёрный Ерик,
Выгнали ногаи сорок тысяч лошадей.
И взмутился Ерик, и покрылся берег
Сотнями порубанных, пострелянных людей!
Быстро организовав традиционный для казачьей тактики обороны «гуляй-город» из телег и загнав во внутрь его лошадей, тысяча казаков двое суток держала активную оборону. После подхода подмоги, многотысячное войско татарского мурзы Давлет Гирея было рассеяно. На берегу ерика остались лежать «порубанными и пострелянными» более 500 басурман. Казаки потеряли убитыми 82 человека и треть лошадей.
П. С. Кирсанов, друг М. И. Платова, пал в этом бою. Впоследствии, его вдова Марфа Кирсанова - вышла за Матвея Платова, о чем также сообщают строки песни:
Жена погорюет - выйдет за другого!
За моего товарища, забудет про меня!
Вроде бы все ясно и понятно, но… скорее всего песня «Любо, братцы, любо» появилась на свет в сороковых годах ХХ века. Она является стилизацией под «старину» и специально написана для художественного фильма 1942 года «Александр Пархоменко». Автор музыки Никита Владимирович Богословский – автор текста Борис Савельевич Ласкин. Вероятно, припев и пара цитат позаимствованы из реально существовавших казачьих песен, но основной текст всё же сочинен Борисом Ласкиным.
Борис Ласкин
Почему же версия о рождении песни в сороковых годах наиболее предпочтительна?
Во-первых – нет достоверных нотных и текстовых записей, датированных более ранним периодом, чем выход фильма «Александр Пархоменко».
Во-вторых – отсутствуют фонограммы, хотя такую «хитовую» песню должны были бы записать еще в царские времена на пластинки для патефона. Кстати, в СССР песня вышла на виниле лишь в 1989 году, в исполнении Жанны Бичевской.
В-третьих - существует множество «переделок» песни (например, про танкистов), что тоже указывает в пользу того, что классическая «олдовская» многовековая версия просто отсутствует - поэтому допустимы различные её трактовки.
Напрашивается вывод: По всей видимости, родил песню «Любо, братцы, любо» не народ, а тандем Богословский-Ласкин.