Все более настораживающе звучит риторика японских высших политических деятелей о передаче Курил. Причем, они хотят заполучить не два острова, как обещал им еще Хрущев, а сразу все 4. Заявления премьера звучат так, будто решение уже согласовано где-то в закулисных разговорах с нашим правительством и остается только подписать бумаги.
Беспокоят не только высказывания Абэ, но и молчание нашего МИДа. Почему тянут с опровержением? За счет дружбы с Японией хотят умаслить западные страны и добиться снятия санкций? Хотят «продавить» этот указ, как и в истории с пенсионной реформой? Это не полный перечень вопросов, которые возникают на фоне сложившейся ситуации. Четких и однозначных ответов от представителей правительства, к сожалению, пока нет.
Чьи же острова?
Впервые острова были обнаружены в 17 веке. Правительства обеих стран (России и Японии) отправили туда соответствующие экспедиции. Так часть островов перешла в подданство нашей страны, часть отошла Японии. Россия отхватила примерно две трети. Толи были порасторопней, то ли японцам они тогда даром были не нужны. Распределение островов было закреплено официальным трактатом.
Впоследствии, Курилы обменяли на Сахалин, который чуть не потеряли полностью в результате крайне неудачной войны с японцами. Так Россия осталась без Курил и половины Сахалина. Вернуть утраченное представилась возможность только в конце Второй мировой войны. Японцы, не рассчитав сил и возомнив себя особенной расой, вступили в войну на стороне Гитлера.
За помощь в усмирении Японии, лидеры союзников предложили Сталину забрать острова и оставшуюся часть Сахалина себе. На что он и согласился. Закаленная в боях с немцами советская армия довольно быстро заняла острова. Японцы ничего не смогли этому противопоставить.
В 51-м году японцы официально отказались от островов. Однако, право СССР на острова не было признано, хотя де-факто они уже были наши.
Заговорить о передаче островов назад японцы осмелились только после смерти Сталина. Оно и понятно. И всего лишь через несколько лет, Хрущев чуть было не пошел на этот шаг, но тогда договоренности сорвались. В дальнейшем японцы заявляли о своих правах не слишком активно – СССР был могучей державой и надавить они просто не могли.
Возобновили свои попытки, причем с удвоенным усердием, они только после распада союза. Новое руководство страны было заметно мягче, а экономическая ситуация в 90-е давала возможность просто купить острова, заплатив «кому надо». Ельцин чуть было не отдал, уж очень он держался за власть и не желал терять избирателей.
С тех пор японцы спят и видят о возвращении «своих», как они называют, «Северных территорий».