Найти тему
The Blueprint

Идеальная няня: стиль в фильме «Мэри Поппинс возвращается»

Оглавление

3 января на российские экраны вышло продолжение знаменитой истории Мэри Поппинс с Эмили Блант в главной роли. Кто и как создавал для фильма костюмы? Чем новая Мэри отличается от героинь, сыгранных Джули Эндрюс и Натальей Андрейченко? И откуда вообще в воображении писательницы Памелы Трэверс возник образ идеальной няни, спускающейся с небес?

Несносная мисс Трэверс

Сиквел знаменитой истории про няню-волшебницу Мэри Поппинс, как принято говорить, долго шел к зрителю. Если совсем точно — почти 55 лет. Первый диснеевский фильм по книге Памелы Трэверс вышел на экраны в 1964 году и мгновенно стал классикой. Только в США мюзикл с Джули Эндрюс в главной роли — к слову, эта работа стала дебютом звезды Бродвея в кино — собрал в прокате $102 млн, а сама актриса получила за него «Оскар», награду BAFTA и «Золотой глобус». В 2013 году «Мэри Поппинс» вошла в Национальный реестр фильмов США, и теперь пленка с ее записью хранится в Библиотеке Конгресса.

Изначально Уолт Дисней планировал закрепить успех и сразу же снять продолжение — благо всего Трэверс написала целых восемь книг о своей невероятной Мэри (к моменту выхода фильма было издано пять из них). Но тут камнем преткновения стала сама писательница — а точнее, ее нежелание продавать права еще на одну книгу. Собственно, Диснею чрезвычайно трудно далась покупка прав и на первую часть — он добивался этого целых четырнадцать лет и даже дважды летал домой к Трэверс, которая к тому времени переселилась из родной Австралии в Лондон, а затем в Нью-Йорк.

«МЭРИ ПОППИНС», 1964
«МЭРИ ПОППИНС», 1964

Автор книги настаивала на контроле над процессом съемок — ее мнение должно было учитываться при выборе актеров и при написании сценария. В конце концов Дисней сдался. Он пригласил Трэверс к себе в Лос-Анджелес, где она наконец подписала контракт, за который получила $100 тыс. (в пересчете на современные деньги — $2 млн), беспрецедентный по тем временам гонорар за передачу прав на книгу. В 2013 году битва великого продюсера с не менее великой писательницей за детскую сказку даже стала сюжетом фильма. В картине «Спасти мистера Бэнкса» Трэверс и Диснея сыграли Эмма Томпсон и Том Хэнкс.

«СПАСТИ МИСТЕРА БЭНКСА», 2013
«СПАСТИ МИСТЕРА БЭНКСА», 2013

Несмотря на многочисленные уступки, на которые пошла ради нее съемочная группа, писательница осталась недовольна экранизацией «Мэри Поппинс»: ее не устроило, что сценаристы смягчили черты характера главной героини, ей не особенно понравилась музыка, но главное — мисс Трэверс пришла в ужас от анимационных вставок в фильме. «С госпожой Трэверс было очень, очень трудно работать!» — вспоминал потом об этом непростом времени композитор Ричард Шерман. Естественно, после такого «провала» писательница и слышать не хотела о киноадаптации второй части книги. В конце 80-х тогдашний глава студии Walt Disney Джеффри Каценберг предпринял очередную робкую попытку уговорить ее на сиквел — но гранд-дама осталась непреклонна.

В общем-то Трэверс можно понять. Мэри Поппинс была персонажем чрезвычайно дорогим ее сердцу. Детство писательницы было непростым — ее отец умер от алкоголизма, когда ей было всего семь лет, а мать была не слишком привязана к детям, не понимала, как в одиночку воспитывать трех маленьких дочерей, и считалась в целом не очень уравновешенной персоной. Однажды ночью во время грозы мать выбежала из дома и грозилась утопиться в пруду. Все наладилось, когда бразды правления в доме взяла двоюродная тетя Элли (некоторые биографы, впрочем, утверждают, что звали ее тетя Сэсс). Родственница, как и Мэри Поппинс, ходила с саквояжем, сотканным из ковра, была заботливой, остроумной, строгой, но чрезвычайно справедливой. «Она была устрашающей, словно бульдог, но сердце ее было нежным и сентиментальным», — так описывала тетушку, заменившую ей мать, сама Трэверс.

«МЭРИ ПОППИНС», 1964
«МЭРИ ПОППИНС», 1964

Вероятно держа в памяти образ своей названой матери, писательница и создала одну из самых популярных героинь в детской литературе. Если Пеппи Длинныйчулок Астрид Линдгрен — идеальный архетипический ребенок: свободолюбивый, креативный, дружелюбный, то Мэри Поппинс — идеальный взрослый. Она всегда собранна, предприимчива, сильна духом и готова полностью взять на себя ответственность. Но в то же время Мэри прекрасно понимает и чувствует детей и всегда готова поддержать их в их вере в чудо — в конце концов, она ведь сама волшебница.

Что касается истории с сиквелом, то, как это часто бывает, все точки над i здесь расставила смерть Трэверс в 1996 году в возрасте 96 лет. Ее наследники к планам киностудии отнеслись куда более лояльно, и уже в 2015-м диснеевские боссы и обладатели прав на книгу коллегиально решили: продолжению — быть, а снимать его будет не кто иной, как Роб Маршалл, автор другого нашумевшего киномюзикла, «Чикаго». «Главное, что пугало меня в работе над сиквелом «Мэри Поппинс», — это то, что его может снять кто-нибудь другой, кроме меня, — признается режиссер. — Это был самый первый фильм, который я посмотрел в детстве, и я до сих пор всем сердцем его люблю».

Галстук-бабочка и кружевная птичка

События в долгожданном сиквеле разворачиваются двадцать четыре года спустя после событий классического фильма. Главный герой, повзрослевший Майкл Бэнкс из первой части, в одиночку воспитывает трех маленьких детей — его жена умерла за год до того — и пытается собрать деньги, чтобы выплатить ссуду за дом, иначе жилье грозятся отобрать. Когда ситуация начинает казаться совсем безвыходной, с небес на воздушном змее, запущенном детьми в парке, спускается великолепная Мэри Поппинс — ничуть не постаревшая за прошедшие годы — и вновь берет семью Бэнкс под свое крыло, помогая им справиться с невзгодами.

Кастинг для картины, как признается Маршалл, не представлял особых проблем. С Эмили Блант он уже работал над мюзиклом «Чем дальше в лес…», так что сомнений в том, кого взять на главную роль, у него не было с самого начала. Позднее свое участие подтвердили Мерил Стрип (ей досталась роль чудаковатой кузины Топси), Бэн Уишоу и Эмили Мортимер, сыгравшие Майкла и Джейн Бэнкс, и Колин Ферт, согласившийся перевоплотиться в главного антагониста героев, мистера Уильяма Уилкинса, президента банка, который требует выплатить кредит. Отказалась от участия в картине только… Джули Эндрюс. Режиссер предлагал ей эпизодическую роль, но та, по собственному признанию, не захотела «отвлекать внимание от Эмили Блант».

-4

Работать над костюмами взялась художница не менее звездная, чем задействованные в нем актеры, — оскароносная Сэнди Пауэлл, известная, в частности, по фильмам «Авиатор», «Молодая Виктория», «Вдали от рая» и «Кэрол». Разумеется, наряды героев не должны были слишком сильно походить на те вещи, что надеты на них в «Мэри Поппинс» 1964 года — как-никак прошло двадцать четыре года, и помпезная эдвардианская мода сменилась элегантной сдержанностью моды тридцатых. Поэтому если в оригинальном фильме Мэри Поппинс носит замысловатые шляпки с широкими полями и длинные платья с кружевными манишками, подпоясанные широкими, напоминающими корсет ремнями, то в сиквеле на ней — платья длиной до середины щиколотки и блузы в горошек, а ее любимый аксессуар — цветной галстук-бабочка. Сэнди Пауэлл признается, что вдохновлялась модными журналами 30-х годов — готовясь к съемкам, листала Vogue и Harper’s Bazaar. В целом знаменитая няня в исполнении Эмили Блант немного больше похожа на знакомую отечественным зрителям строгую и стильную Мэри, сыгранную Натальей Андрейченко в советском фильме «Мэри Поппинс, до свидания» (1983). Хотя, конечно, диснеевская героиня выглядит гораздо моднее и сильнее привязана к конкретной эпохе — тот же крупный горошек, например, — характерная примета тридцатых. Тогда как персонаж Андрейченко — скорее, женщина вне эпох и вне моды — такая, чей стиль можно описать словосочетанием «на все времена».

Впрочем, нельзя сказать, что образы диснеевских мисс Поппинс из 1964 и 2018 года не перекликаются совсем — обе, например, любят графичные цветные пальто и жакеты. «Конечно, мы использовали наряды первой Мэри Поппинс в качестве референса, — говорит Сэнди Пауэлл. — Персонаж должен был оставаться узнаваемым. Было бы странно, если бы, например, Мэри вернулась к Бэнксам в костюме астронавта или в чем-то таком. Но, как это ни удивительно, детали, которые отсылали бы к классическому фильму, оказалось не так уж трудно придумать и создать».

Так, к образу «канонической» Мэри Поппинс отсылает шляпка, которая надета на героине, когда она спускается с небес в начале картины. Как и в оригинале, шляпка миниатюрная и винного оттенка. Разница лишь в том, что у первой Мэри она украшена цветами, а у второй — брошью в виде птички. «Цветы показались мне неподходящим украшением для нашей мисс Поппинс, — объясняет Сэнди Пауэлл. — Все-таки она более стильная и элегантная, чем персонаж классической экранизации». Художница стала думать, чем можно было бы заменить цветы, и тут ей на ум пришла малиновка — причем тоже неспроста. В оригинальной версии есть мультипликационная вставка A Spoonful of Sugar («Ложка сахара»): Мэри Поппинс поет за кадром песню, а на экране в какой-то момент появляется рисованная птица с красной грудкой. Похожей брошью Пауэлл и решила украсить шляпку новой Мэри, таким образом зашифровав в этой детали еще одну отсылку к классике. Брошь-малиновку изготовила вручную одна из портних дизайнерской команды Пауэлл — крылья и перья птички полностью сотканы из кружев.

-5

Примечательно, что практически все костюмы для «Мэри Поппинс возвращается» были созданы с нуля усилиями самой Пауэлл и ее портных. Работая на других проектах вроде той же «Кэрол», Сэнди часто покупала уже готовые вещи в винтажных магазинах, но в случае с «Мэри…» этот вариант пришлось отмести. Дело в том, что в новом фильме тоже есть анимационные вставки (кажется, мисс Трэверс вновь была бы в бешенстве!), и художнице хотелось, чтобы игровые и рисованные эпизоды не слишком разительно отличались друг от друга. Так что одежду решено было сделать такой, будто она тоже создана мультипликаторами. Для этого Пауэлл заранее обсудила с ними, как и что они собираются рисовать, а затем дала задание своей команде красильщиков по ткани покрыть уже готовые вещи — все они были предварительно сшиты из полностью белого материала — соответствующими красками и принтами.

Свирепая и нежная

В мировой прокат новая «Мэри Поппинс» вышла 29 ноября. Критики приняли сиквел полюбившегося всем американцам детского фильма в целом положительно, хотя некоторые упрекнули его в излишней гламурности, а также в стереотипизации британцев и Британии. А журналистка The Guardian Эмма Брокс обвинила новую Мэри в грубости и манипулятивности. Несмотря на такие неоднозначные отзывы, зрителям — и это уже можно утверждать наверняка — фильм понравился. За месяц проката картина успела собрать в США и Канаде почти $100 млн — и это без учета Западной Европы и России. А это значит, за фасадом «свирепой, как бульдог» Мэри зрители — как когда-то сама Памела Трэверс — все-таки сумели разглядеть женщину с «нежным и сентиментальным» сердцем.

Читайте больше материалов на theblueprint.ru