Найти тему
Наш край

Из истории православной церкви в Беларуси в 1920-30-е гг. XX в. (на примере Гомельщины)

Оглавление

До 1917 г. Русская православная церковь (РПЦ) была господствующей церковью в государстве. Она пользовалась покровительством, финансовой и административной поддержкой со стороны властей. Православие также являлось и самой массовой конфессией в Российской империи. Так, по дан­ным за 1914 г. в Гомеле и уезде из 450 тыс. жителей — 338 тыс. (75 %) были прихожанами РПЦ. В основном это было сельское население, так как в го­родах преимущественно проживали иудеи [1, с. 46, 47].

Приход к власти большевиков в результате Октябрьской революции ко­ренным образом изменили статус РПЦ. Духовенство лишается государ­ственных субсидий, регулярного жалования, права пользования землей и т.д. Священники живут исключительно за счет пожертвования прихожан. Как сказано в сообщении Дерновичского волостного исполкома в Речицкий уездный земельный отдел от 28 февраля 1921 г. «церковнослужители зем­лей не пользуются, так как вся бывшая церковная земля волземотделом взя­та на учет. За отправление религиозных обрядов церковнослужители полу­чают вознаграждение деньгами и натурой, на что и содержаться члены их семей» [2, л. 4].

Первый ощутимый удар по церкви власть нанесла в 1921-1922 гг. во время конфискации церковных ценностей для борьбы с массовым голодом, причинами которого послужили неурожай, вызванный засухой, а также по­литика продразверстки, проводимая большевистским руководством.

В соответствии с постановлением ВЦИК РСФСР от 23 февраля 1922 г. предполагалось «в месячный срок со дня опубликования сего постановле­ния изъять из церковных имуществ… все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа и передать в органы Наркомфина… в фонд центральной ко­миссии помощи голодающим». Осуществление изъятия возлагалось на спе­циальные комиссии. Гомельскую губернскую комиссию возглавил некто Федяев. Следует напомнить, что территория современной Гомельщины в 1922 г. находилась в составе двух административно-территориальных обра­зований: Мозырское Полесье входило в состав БССР, а Гомельское Поднепровье — в состав РСФСР.

Как свидетельствуют документы, началу конфискации предшествовала широкая агитационная кампания, в ходе которой были «повсеместно прове­дены крестьянские беспартийные конференции», «конференции красноар­мейцев», «женские митинги» и т.д. [3, с. 141, 142]. Активную роль в агита­ционной кампании сыграла местная пресса. В газетах «Полесская правда» и «Новая деревня» материалы печатались под названиями: «Молиться можно и без золота», «Трудящиеся за изъятие, а попы виляют», «Требуем реши­тельного изъятия и кары сопротивляющимся!». Православное духовенство в большинстве случаев было вынуждено одобрить кампанию по изъятию. В «Полесской правде» за 11 апреля 1922 г. было опубликовано «Воззвание Константина, архиепископа Могилевского», призвавшего верующих «ис­пользовать находящиеся во многих храмах вещи, не имеющие богослужеб­ного употребления, на помощь голодающим». Аналогичное по содержанию воззвание епископа Минского Мелхиседека было напечатано 6 мая 1922 г. в газете «Известия» [4].

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований.

В отчете Гомельского губкома РКП (б) за июль 1922 г. сказано, что кам­пания по изъятию прошла безболезненно. Однако в новых архивных доку­ментах есть менее оптимистичные оценки. Газета «Полесская правда» со­общает о настоящем женском бунте работниц Добрушской бумажной фаб­рики 26 апреля 1922 г., проголосовавших против резолюции об изъятии. Решили не допустить изъятия в местной церкви и верующие Буйновичской волости Мозырского уезда во главе со своим священником. «В отношении женщин, рьяно препятствовавших изъятию и подвергавших красноармейцев побоям камнями, пришлось применять нагайки». Священника арестовали и впоследствии расстреляли. В гомельской губернии из храмов было изъято более 12 пудов серебра, в Мозырском уезде — более 2 пудов серебра [3, с. 146, 147].

Борясь с православной церковью, власть проводила политику по расколу духовенства на несколько конфликтующих группировок. В 1922 г. началось становление «обновленческого движения» в РПЦ, в которую входили «Жи­вая церковь», «Союз общин древнеапостольской церкви», «Союз церковно­го возрождения» [5, л. 80, 81; с. 43].

Первые мероприятия по созданию обновленческих церковных органи­заций в Гомельской губернии состоялись в 1922 г. Собрание местного духо­венства большинством голосов поддержало идею обновленчества. Лидера­ми нового течения стали протоиереи А. Зыков, В. Зубарев и П. Гинтовт. Однако обновленчество, с его лояльным отношением к советской власти, значительного распространения среди верующих не получило. В основной своей массе верующие оставались приверженцами традиционной тихонов­ской церкви. К середине 30-х гг. обновленчество на Гомельщине пришло в упадок [6, л. 80-82, 87; л. 67-69, 86].

В новых условиях ограничивается передвижение духовенства при от­правлении пастырских функций и проведении религиозных обрядов. Для приезда в какой-либо населенный пункт необходимо было получить разре­шение местной власти. Например, в 1928 г. Могилевскому епископу Иосафу было отказано во въезде в Новобелицу, которую он хотел посетить с целью совершения богослужения в местном храме [7, л. 57].

На духовенство оказывалось сильное давление со стороны ГПУ, комсо­мола, советско-партийного пропагандистского аппарата и прессы. Некото­рые священники в этих условиях не выдерживали и снимали с себя сан. Так, в 1929 г. священник Вениамин Блонский написал об этом в «Полесскую правду» [8, л. 18].

Одним из важнейших способов борьбы с православным духовенством были политические репрессии, проводившиеся с начала 1920-х гг. В каче­стве примера можно привести так называемое «дело» вышеупомянутого Могилевского епископа Константина, арестованного в 1922 г. за сопротив­ление изъятию церковных ценностей. В 1926 г. был выслан в Зырянский край епископ Мозырско-Туровского викариатства Иоанн Пашин, который характеризовался председателем ГПУ БССР Ф. Медведевым как «черносо­тенец и, понятно, тихоновец». В связи с выселением прошли большие вол­нения населения в Петрикове — резиденции епископа. По данным Мозырского отдела ГПУ, «в течение нескольких дней город просто кипел от воз­мущения». На стихийном митинге слышались оскорбительные высказыва­ния в адрес власти: «Мерзавцы, а не власть, они нас грабят и душат», «Мы все равно его не отдадим, пусть нас стреляют» и т.п. [9, л. 48, 58, 59]. В день выселения люди следовали за епископом до пристани, а затем долго шли в холодной воде за баржей, на которой его увозили из Петрикова.

Верующие навещали епископа в ссылке, посылали ходока в Минск с ходатайством о его возвращении в Петриков [9, л. 195, 460]. Второй раз епископа Иоанна арестовали 28 сентября 1932 года, обвинив в принад­лежности к никогда не существовавшей организации под названием «Рев­нители Церкви», являвшейся плодом измышлений ОГПУ. По разработан­ному ими сценарию владыка Иоанн будто бы возглавлял «Рыльское объ­единение» этой мнимой организации. Постановлением Особого Совеща­ния ОГПУ от 7 декабря 1932 года епископа Иоанна приговорили к заклю­чению в лагерь сроком на десять лет. 5 января 1938 года по распоряжению НКВД Архангельской области владыка Иоанн (Пашин) был приговорен к смертной казни и 11 марта того же года расстрелян. В августе 2000 г. на Юбилейном Соборе РПЦ епископ Иоанн (Пашин) был причислен к священномученикам.

Еще одним примером массовых репрессий в отношении духовенства РПЦ является «дело» НКВД 1937 г. о «гомельской подпольной контррево­люционной фашистско-повстанческой организации церковников». По де­лу проходило 57 человек — священники и верующие. Из них 25 человек было приговорено к расстрелу, остальные — к различным срокам заключе­ния в исправительно-трудовом лагере [10, л. 418-420, 422-423, 440; с. 264].

Продолжение читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.