В Центральной Азии, где у власти продолжают оставаться лидеры еще с советских времен, их переизбрание – обычное явление. Однако в последние годы в этих странах часто обсуждают и другой вопрос. В дискуссиях как Казахстане, так и в Таджикистане с Туркменистаном особое внимание уделяется как «главному кандидату», так и ситуации с возможными преемниками, пишет "Азаттык".
ВЫБОРЫ ПОСЛЕ «РЕФОРМЫ»
Президентские выборы в Казахстане и Таджикистане состоятся в 2020 году. Досрочные президентские выборы в Казахстане – обычное явление. Четкого ответа на вопрос, состоятся ли они и в этот раз, пока нет. Также в Казахстане пока не наблюдается ни политических сил, ни отдельных лиц, которые бы заявили о своем участии в выборах.
И Казахстан, и Таджикистан свои следующие выборы проведут после конституционных реформ, касавшихся полномочий президентов и государственных органов.
В Таджикистане о готовности участвовать в президентских выборах некоторые политики заявляют с прошлого года. В марте один из бывших членов Народного фронта Кувватали Муродов в интервью Таджикской редакции Азаттыка сообщал, что он и его единомышленники надеются выдвинуть своего кандидата на должность президента из числа бывших активистов Народного фронта. «Поэтому мы предлагаем, чтобы число подписей в поддержку кандидата в президенты сократили хотя бы до 150 тысяч, а для самовыдвиженцев 25 тысяч подписей избирателей вполне достаточно», – отметил он.
В другом интервью лидер провластной Демократической партии Таджикистана Саиджафар Усмонзода также объявил о готовности своей партии участвовать в парламентских и президентских выборах 2020 года.
СОБЫТИЕ В ДЕНЬ ПРЕЗИДЕНТА
Согласно поправкам, внесенным в Конституцию Таджикистана, нынешний глава страны 66-летний Эмомали Рахмон получил право выдвигать свою кандидатуру на пост президента без каких-либо ограничений. Пока не уточняется, будет ли он участвовать в предстоящих выборах.
Конституционная реформа 2015 года в Таджикистане стала поводом для обсуждения вопроса о его преемнике. Поправки предусматривают сокращение возрастной планки для кандидатов в президенты до 30 лет. После таких изменений в законодательстве высказывались предположения, что старший сын президента Рустам Эмомали, ставший мэром Душанбе, вполне может сменить отца. Два года назад, когда Рустам Эмомали стал столичным градоначальником, ему было 29 лет.
С 2016 года в Таджикистане 16 ноября является Днем президента. Открытие Рогунской ГЭС, строительство которой началось 40 лет назад, приурочили именно к этому дню, а участие в церемонии открытия 30-летнего сына президента привлекло особое внимание.
ЖЕНЩИНЫ, «ГОТОВЫЕ» К ПРЕЗИДЕНТСТВУ
В последнее время в Таджикистане среди возможных преемников президента называют и его старшую дочь Озоду Рахмон. 41-летняя Озода Рахмон сейчас возглавляет администрацию президента. В интервью Таджикской редакции Азаттыка журналист Иршод Сулаймони не исключает, что у Озоды Рахмон есть шансы. Президент страны в последнее время в своих выступлениях всё больше внимания уделяет гендерной тематике и статусу женщин в обществе.
В ходе Петербургского международного экономического форума в июне 2016 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, отвечая на вопрос модератора, также заявил, что в будущем президентом Казахстана могла бы стать и женщина и «такие подготовленные женщины есть». Президент России тогда пошутил, что он «знаком с некоторыми из них».
Старшая дочь президента Назарбаева 55-летняя Дарига Назарбаева в последние годы занимала должности заместителя председателя мажилиса и премьер-министра. Сейчас она депутат сената.
ЧТО ПРОИСХОДИТ В ТУРКМЕНИСТАНЕ?
Недавно сын президента Туркменистана 37-летний Сердар Бердымухамедов был назначен на должность заместителя хякима Ахалского велаята. Менее года назад, в марте, он занял пост заместителя министра иностранных дел. Бывший депутат меджлиса Сердар Бердымухамедов стал появляться на публике с 2016 года. В тот год во время дополнительных выборов он был избран депутатом. Ранее Бердымухамедов-младший работал в нескольких министерствах и агентствах.
Так, известно, что в министерстве иностранных дел он занимал две разные должности. О причине ухода с последнего поста пока ничего не говорится. Его назначение на пост заместителя главы региона эксперты истолковывают как желание президента Гурбангулы Бердымухамедова «обкатать» сына на руководящих должностях разного уровня.
Последние президентские выборы в Туркменистане состоялись в 2017 году. Срок полномочий президента в этой стране составляет семь лет. Второй по счету президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов – ровесник президента Узбекистана Шавката Мирзияева, им обоим – 61 год.