Весь мир с некоторым шоком следит за происходящим во Франции. В стране с таким высоким уровнем жизни (в частности, с бесплатным высшим образованием в Сорбонне) — вдруг недовольные, да еще и так много — требуют отставки правительства. Что происходит?
Нашлись уже комментаторы, которые увидели в происходящем очередную цветную революцию, ведь все ее признаки налицо: цветовая идентификация, общий символ, организация через соцсети, направленность на свержение действующей власти и т.д. Поскольку все цветные революции были совершены в интересах сил вне страны проведения, осталось только найти, кому Макрон так насолил и у кого достаточно средств для организации подобного процесса. Тут отдаю все на откуп авторам таких идей, поскольку мое видение несколько иное.
По моему скромному мнению, происходящее имеет сугубо экономические начала, и корень зла кроется именно в благополучии. Для того, чтобы разобраться, что происходит, надо для начала понять, из чего сформировался такой высокий уровень жизни вообще во Франции.
Начнем издалека. Долгие годы Франция была и остается колониальной державой. Да, да. У Франции и сейчас есть колонии. Например, Гваделупа. Но, конечно же, как и в случае с Великобританией, большинство колоний
получили независимость, так что на текущий момент колониальный доход исчезающе мал, по сравнению с тем, что было в середине прошлого века. Этот доход в частности поспособствовал становлению Франции как одной из ведущих держав Европы.
Как все, наверное, знают, Франция — вторая экономика Евросоюза, но мало кто догадывается, что доля Франции в экономике Еврозоны уменьшается (с 17,0% в 2000 г. до 13,4% в 2016 г.). Можно, конечно, попробовать объяснить это ростом экономики других стран ЕС, но, к сожалению, это не так. Как пример, приведу стремительную стагнацию одного из китов французской экономики компанию AREVA (аналог Росатома), большая часть которой принадлежит государству и отвечает за все аспекты, связанные с атомной энергетикой. Франция — абсолютный лидер по доле атомной энергетики в генерации — 77%. Для сравнения Россия — 17,1%, США — 19,7%, Китай — 3,6% (по данным на 2016 год). Франция — крупнейший экспортер электроэнергии в мире (около 20% вырабатываемых мощностей), но дьявол как всегда кроется в деталях. Большая часть реакторов Франции возведены в начале 80-х, уже сейчас выведены из эксплуатации реакторы начала 70-х, однако во Франции не построено ни одного реактора с 1999 г. В 2016 г. компания AREVA имела чистый долг 7 млд. евро и находилась на грани банкротства , после чего подверглась реструктуризации. Часть подразделений были проданы, а сама компания позже переименована в Оrano SA.
Безусловно, во Франции не все так плохо: огромная доля машиностроения (2,6% от мирового), развитая пищевая промышленность (по объёму экспорта на втором месте в мире после США), химическая промышленность, а также авиационная компания Airbus (с правовой точки зрения является французским юридическим лицом со штаб-квартирой в Бланьяке). Я лишь хочу указать на тот печальный факт, что экономика Франции не растет. Пик пришёлся на 2008 г. — 2 трлн. 937.3 млрд. долларов. И для сравнения 2018 г. — 2 трлн. 925.0 млрд. долларов. Как видите, за 10 лет экономика не выросла. Зато выросло население с 64,5 млн. в 2010 г. до 67 млн. в 2018 г. Что это значит, думаю, все понимают.
Чтобы поддерживать уровень жизни в условиях растущего населения при не растущей экономике, остается только повышение налогов и/или внешние заимствования. Франция использовала и то и другое. Общий накопленный долг французской экономики (государственный, физический и юридический вместе) к 2016 г. достиг 280% ВВП. А долг ведь надо еще и обслуживать.
Теперь что касается налогов. Бюджет страны более, чем на 90% состоит именно из налоговых поступлений. Количество всех налогов и сборов превышает 200 наименований, ставки и условия которых французский парламент ежегодно пересматривает. Прогрессирующая шкала ставок охватывает 5 групп налогоплательщиков с диапазоном от 0 до 45% в зависимости от суммы годового дохода. Франция уже имеет негативный опыт по введению так называемого «налога на богатство», суть которого заключалась в том, что доход свыше 1 млн. евро облагался по ставке 75%. В итоге нововведения не оправдали себя, поэтому на данный момент повышенный процент подоходного налога для миллионеров отменен. Все помнят сбежавшего из Франции Депардье́, случай резонансный, но не единственный. Большинство богатых французов-беглецов сменили гражданство на бельгийское. Думаю, для многих удивительным будет тот факт, что во Франции существует акцизный сбор не только на топливо, табак и алкоголь, но и на сахар, соль и некоторые другие товары массового спроса.
Единственный известный способ выскочить из подобной ситуации — обесценивание собственной валюты, но Франция не является эмитентом евро, т.е. этот путь закрыт.
Теперь, когда вы владеете всей этой информацией, посмотрите на события во Франции еще раз. Правительство пытается пополнить бюджет единственным доступным способом — повышением налогов, а именно повышением акцизного сбора на топливо. Народ реагирует на ухудшение условий жизни, выходя на улицы. Правительство отступает и даже дает «бонус» в виде повышения минимального размера оплаты труда, что по сути тоже налог для работодателя. Народ уже не может успокоиться, видя как ситуация ухудшается на протяжении долгого времени, а правительство никак не может переломить ситуацию. Налицо классический расклад: верхи не могут, низы не хотят.
Возвращаюсь к основному тезису. Франция объективно не может поддержать тот высокий уровень благополучия, который имеет. И независимо от того, кто встанет у руля страны, общая ситуация будет только ухудшаться до того момента, когда страна сможет жить по средствам.