Вот уже триста лет Россия, как незваный гость стучится в европейскую дверь. Когда мы были сильными, нас боялись, когда слабыми, гнали за порог.
Но недолюбливали всегда.
Прорубив окно в Европу, Пётр привил русским комплекс европоцентризма, от которого Россия не избавилась до сих пор. Именно он трансформировался в болезненную самокритичность, заставляя всё делать с оглядкой.
Нас не хотят, а мы слишком горды, чтобы с этим смириться. Мы подражаем чужим манерам, а потом удивляемся, почему у нас плохо выходит.
Россия последних столетий это пересмешник, охрипший в подражании чужому пению. Подобные мысли были популярны на рубеже ХIХ и ХХ веков в эпоху смутного предчувствия катаклизмов. Был даже предложен термин «Азиопа вместо "Евразии". Однако триста лет торжествуют «западники». В угоду европейским стандартам на многонациональное государство примеряется узкий кафтан этнически однородного. Так или иначе, прививаются европейские ценности.
И каковы результаты этого "евроремонта"?
Когда закончилось собирательство земель вокруг Москвы мы получили страшное давление с запада. На нынешнем этапе это расширение НАТО. Россию обложили, как медведя, в берлоге её европейской части, лишая Балтийского и Чёрного морей.
Однако она так и не изжила в себе европоцентризма.
Как же изменить русский менталитет?
В угоду своей геополитике Пётр заложил Петербург. Это был поворот, движение на Запад, технический, энергетический, витальный центр тогдашнего мира. Это был переворот в русских умах. На этом пути были свои достижения и неудачи, победы и поражения, свои плюсы и минусы.
Однако эта политика исчерпала себя. Ни о какой интеграции в семью европейских государств не может идти и речи. Нам не предложат равноправия, не простят векового противостояния. Но дело даже не в этом. А в том, что изменилась ситуация. Закат Европы и бурный расцвет Юго-Восточной Азии сместил мировой центр в Восточное полушарие.
И Россия имеет уникальную возможность оказаться рядом.
Географическое положение Приморского края несравнимо выгоднее, чем у сухопутного порта семи морей. Находка, Сахалин - богатейшие, неосвоенные места, порты Тихого океана, близость индустриальных Японии и Южной Кореи, огромный китайский рынок, а главное близость к очагу деловой активности - всё это делает перенесение центра на Восток весьма заманчивым.
Концентрация сил на русском дальневосточном острие сулит выгоду. А если этого не сделать, то эти земли падут под демографическим напором жёлтой расы.
В случае географической рокировки разногласия из-за лужи Чёрного моря станут мелкими. На первый план выйдет непосредственный товарообмен с Кореей, Японией, Китаем. Из задворок Европы мы превратимся в мост, связующий её с Азией. Мы станем авангардом Запада, а не буфером, каким являлись до сих пор.
Движение на Восток, и, как его символ, перенос туда столицы, возможно, и станет той национальной идеей, воплощение которой позволит нации встряхнуться, отрешившись от коррумпированных форм Старого Света.
На стройке закладывается иная мораль. В поисках лучшей доли туда едут энергичные люди. А разве сейчас не удобный момент для переселения из вымирающих городков Европейской части? Разве переориентация на Дальний Восток не остановит оттуда потока мигрантов?
Конечно это программа десятилетий, конечно, потребуется создание дополнительной инфраструктуры, существенное улучшение дорог и железнодорожных узлов.
Но ведь и Калифорния строилась столетие. Зато теперь в США есть Нью-Йорк и Лос-Анджелес. Для нашей огромной территории одного центра мало. В случае движения на Восток, Россия перестанет, наконец, быть одноглазым динозавром. При этом Москва и Петербург останутся историческими центрами.
Если бы все шло хорошо, то не нужно было бы никакого движения.
И Москва возвысилась после гибели Киевской Руси.
И Петербург появился не от хорошей жизни.
Москва - Третий Рим, а четвертому не бывать?
Но, возможно, на эту роль претендует Владивосток?
Приходите, буду рад!