Найти в Дзене
Интересная история

Тяжело в учении, легко в бою. Советские школы во время нацистской оккупации.

Великая Отечественная война стала одним из наиболее сложных и трагических периодов в нашей истории. Не могла она и не коснуться советской школы. После того, как Германия и ее европейские союзники напали на СССР, приблизительно одна треть страны, оказалась под оккупационными войсками Гитлера. Таким образом, на этих территориях осталось около 82 тысяч начальных, семилетних и средних школ, которые были рассчитаны на 15 млн. учащихся.

Советская система образования, в период оккупации, была сохранена, но все же подверглась изменениям. Были сведены к минимуму учебные заведения, количество изучаемых дисциплин, учебные программы. Также было введено изучение религии.

Генеральный план «Ост» (обширная программа закрепления господства Третьего рейха в Восточной Европе), который был доложен Гитлеру 25 мая 1940 г., рассматривал уничтожение всякого образования на территории СССР, за исключением начального. А именно, программа русских начальных школ должна была включать в себя: «простой счет - до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честным, старательным и послушным». Умением читать для русского населения считалось излишним.

Однако, практическая потребность заставила немцев сохранить органам местного самоуправления систему образования в приемлемом, для условий оккупации, объеме. Яркое объяснение тому есть в записке главного квартирмейстера группы армий «Север», в которой обобщается опыт работы с русским населением на предшествующие полтора года войны:

«Поскольку трудовая повинность начинается только с 14-летнего возраста, молодые люди в городах в возрасте от 12 до 14 лет практически предоставлены самим себе, бездельничают, спекулируют или убивают время другими способами. Такое состояние является совершенно недопустимым. Оно дает возможность русским, избалованным очень дифференцированной советской школьной системой, говорить о разрушительной политике немцев в области культуры и способно создать прямую угрозу общественному порядку»

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Школьное обучение было платным. Главным и безусловным предметом был конечно же немецкий язык. Русский язык был объединен с рисованием и пением. История и литература преподавались в идеализированном виде. Особое внимание уделялось общим историческим корням России и Германии: подчёркивалось, что на престоле русских царей часто оказывались немцы. Положительно трактовалась немецкая миграция в Россию и рекламировались перспективы переезда на работу в Германию. Даже математические задачи были вовлечены в политику: ученики рассчитывали расход финансов на преступников в тюрьмах, процентное количество разных национальностей в Европе.

Основные принципы немецкого воспитания мало чем отличались от советского. Присутствовали те же принципы почтительного отношения к старшим, поощрялся труд на благо общества, взаимопомощь, бескорыстие. Через учебники велась пропаганда правильного образа жизни: законопослушность, внимательное отношение к здоровью, трудолюбие и любовь к чистоте. Также регулярно проводились политзанятия, во время которых детям рассказывали расовую теорию и славили роль Германии в мире. А в школьных классах на видном месте красовался портрет фюрера.

Но были и те дети, которые заставляли вызывать обеспокоенность у немцев. Это дети 12-14 лет, которые уже не обязаны были учиться, а до возраста трудовой повинности ещё не достигли. Немцы считали, что эти дети могли совершать противообщественные поступки. Потому для этой категории детей поощрялась работа: за неё выдавали продуктовые карточки.

С 14 лет трудовая повинность была обязательной. Физически работа была тяжёлой: с раннего утра и до позднего вечера подростки наравне со взрослыми копали рвы, строили дороги, убирали снег, работали на лесопилках и торфоразработках.

Высшее образование не пользовалось одобрением. В период оккупации функционировали профессиональные училища, которые готовили рабочих различных специальностей и ремесленников. Поощрялся только крестьянский труд. Пользовалось поддержкой обучение в ВУЗах инженеров и агрономов. К высшему образованию учащихся допускались только при условии знания немецкого языка. По большому счету, из граждан СССР планировалось готовить первоклассный низший персонал, а руководить ими должны были без всякого сомнения только граждане Германии.

Интересен рассказ о событиях тех лет учительницы В.С.Лабенской, начавшей работать в школе в 1943 году в деревне Сафронова Гора, Стругокрасненского района. Деревня находилась в партизанском крае в зоне действия 2-ой Ленинградской бригады.

«В этой деревне стала работать начальная школа и обучалось в ней 70 детей из соседних деревень. Не было чернил - приходилось использовать сок красной свеклы, бумагу заменяли снятые со стен обои с белой обратной стороной, не хватало учебников - учащиеся учили уроки группами по 7 - 8 человек. И все же занятия шли, а энтузиазма учеников и учителей хватало еще и на проведение праздников, например, новогодние елки»

В тех случаях, когда школу создать было невозможно, занятия с детьми проводились в крестьянских хатах, на открытом воздухе, лесных сторожках и даже в землянках. Но учителя-партизаны всегда старались дать детям полноценные знания, сделать из них настоящих патриотов. Это одна из самых замечательных и удивительных страниц в истории советской школы. Вполне очевидно, что ни чем иным, как несгибаемой верой в справедливость своего дела, веры в конечную победу над врагом, можно объяснить педагогическую деятельность советских учителей в партизанских зонах на оккупированных врагом территориях.

Понравилась статья? Ставьте лайк, а также не забывайте подписываться на наш канал!